Установлены ли ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти требования к квалификации по должности "специалист по закупкам" (контрактный управляющий)? Предусмотрены ли по должности "специалист по закупкам" компенсации, льготы, либо ограничения?
Специалист по закупкам (агент по закупкам) отнесен к 1-му квалифицированному уровню профессиональной квалификационной группы "Общеотраслевые должности служащих первого уровня".
Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок".
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" устанавливает, в том числе, требования к образованию и опыту работников, выполняющих трудовые функции по осуществлению, контролю и управлению закупками (См. правовое обоснование).
Правовое обоснование:
Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок".
Согласно ст. 144 ТК РФ профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" специалист по закупкам (агент по закупкам) отнесен к 1-му квалифицированному уровню профессиональной квалификационной группы "Общеотраслевые должности служащих первого уровня".
10 сентября 2015 г. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для государственных и муниципальных нужд N 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок".
1 июля 2016 г. вступила в силу статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная норма закрепляет обязательность применения работодателями профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" в организациях, осуществляющих закупки по нормам Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" устанавливает, в том числе, требования к образованию и опыту работников, выполняющих трудовые функции по осуществлению, контролю и управлению закупками
Неприменение требований профессионального стандарта влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 1 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицо - от 30 000 до 50 000 рублей.
Обращаем Ваше внимание, что согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должностей работников, выполняющих трудовые функции по осуществлению, контролю и управлению закупками для государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать наименованиям и требованиям, соответствующим положениям профессионального стандарта. Иными словами, организациям-заказчикам по 44-ФЗ необходимо к 1 июля 2016 г. внести соответствующие профессиональному стандарту "Специалист в сфере закупок" изменения в локальные нормативные акты в части наименования должностей ответственных за закупки работников.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2017 г. обязательным требованием становится наличие у всех работников контрактной службы (контрактного управляющего) дополнительного профессионального образования в сфере закупок для осуществления их полномочий Относительно дополнительных образовательных программ, в соответствии с которыми образовательными учреждениями осуществляется обучение (повышение квалификации), такие программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно с учетом требований действующего законодательства к уровню подготовки специалистов соответствующей области. Кроме того, при разработке программ повышения квалификации образовательные учреждения, как правило, ориентируются на объективный уровень потребностей заказчиков, направляющих своих сотрудников на обучение.
Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок рекомендовано реализовывать в очной и очно-заочной форме, при этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, и минимальный срок освоения программ вне зависимости от используемых технологий обучения рекомендуется устанавливать в объеме не менее 108 академических часов (за исключением реализации образовательных программ в целях обучения руководителей организаций - заказчиков, для которых минимальный срок обучения по таким программам может быть снижен до 40 часов).
Если же в отношении гражданских служащих возникает необходимость комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере их профессиональной служебной деятельности, повышение квалификации должно быть осуществлено в объеме от 73 до 144 аудиторных часов.
По результатам обучения слушателям выдается документ установленного образца о повышении квалификации, по курсам повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд" и "Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ: управление закупками отдельных видов юридических лиц".
В программу обучения включены спорные и сложные вопросы по всем аспектам практической закупочной деятельности заказчиков. Кроме того, в программе освещены основные встречающиеся на практике ошибки заказчиков и выданы рекомендации по их недопущению, предложены эффективные стратегии защиты интересов заказчиков, даны рекомендации по разработке (изменению) локальных правовых актов.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.