Через какой период времени с момента утверждения приказом по организации изменений в Правила внутреннего распорядка законно их вступление в силу? Через 2 месяца или этот срок выдерживать при изменении локального акта, не меняющего условия трудового договора, не обязательно?
Порядок внесения изменений в ПВТР трудовым законодательством не регламентирован, однако если данный локальный нормативный акт является приложением к коллективному договору, то изменения в него вносятся в порядке, установленном ТК РФ для заключения коллективного договора, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Если же ПВТР - это самостоятельный локальный нормативный акт работодателя, изменения вносятся в следующем порядке: работодатель готовит проект изменений в ПВТР и направляет его в выборный орган первичной профсоюзной организации вместе с обоснованием необходимости таких изменений. Профсоюз направляет мотивированное мнение по проекту в письменной форме работодателю не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта. Если этот выборный орган первичной профсоюзной организации не согласен с проектом изменений ПВТР, работодатель может согласиться на вариант изменений, предложенный выборным органом, либо провести дополнительные консультации с ним в целях достижения взаимоприемлемого решения. Отметим, что даже при наличии протоколов разногласий руководитель организации имеет право принять изменения ПВТР.
Если и первичная профсоюзная организация отсутствует, то работодатель может внести изменения в ПВТР двумя способами: либо издать отдельный документ, в котором сформулировать только изменения, либо принять ПВТР в новой редакции.
Если изменения в ПВТР не затрагивают положения трудовых договоров, то соблюдение 2-месячного срока вступления в силу необязательно.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
В соответствии со ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.