Какие правила списания заказчиком начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам действуют в 2016 году?
М. Алексеева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2016 г., с. 70-73.
Правила списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам определены Приказом Минфина РФ N 44н*(1) (далее - Порядок N 44н), принятым во исполнение п. 5 Постановления Правительства РФ N 190*(2).
Обоснование. Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется заказчиками в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно ч. 4 ст. 34 данного закона включение в контракт условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является обязательным. Такая ответственность выражается в уплате неустойки (штрафа, пени).
К сведению. Взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени - в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Списание в 2016 году начисленных по госконтрактам сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в порядке, аналогичном действовавшему в 2015 году*(3). Так, согласно Порядку N 44н списанию подлежит неуплаченная задолженность по неустойкам, которая:
- не должна превышать 5% цены контракта;
- может превышать 5% цены контракта, но составлять не более 20% цены контракта при условии уплаты контрагентом 50% задолженности до окончания 2016 года.
Для списания заказчиком начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) проводится сверка с контрагентом неуплаченной задолженности. При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной задолженности основанием для принятия решения о списании задолженности является:
- в случае если сумма неустойки не превысила 5% цены контракта, подтвержденное актом приемки или иным документом исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 годах;
- в случае если сумма неустойки превысила предел 5% (в дополнение к основанию и документам, указанным выше), информация о зачислении уплаченных контрагентом сумм задолженности в бюджет или на счет заказчика. В ситуации, когда заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета от применения мер гражданско-правовой ответственности по госконтракту в части образовавшейся задолженности, такая информация направляется ему администратором доходов бюджета, наделенным определенными полномочиями, в порядке, установленном правовым актом соответствующего главного администратора доходов бюджета.
Обратите внимание! Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, принятие решения о ее списании не допускается.
Решение о списании задолженности принимается комиссией заказчика по поступлению и выбытию активов и оформляется внутренним документом (приказом, распоряжением). Такой документ должен содержать информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н*(4).
Не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Порядку N 44н.
Заказчик, не наделенный полномочиями администратора доходов бюджета, должен не позднее трех рабочих дней после списания неустойки направить администратору доходов бюджета информацию о произведенном списании с указанием суммы задолженности и кода классификации доходов бюджетов.
1 августа 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 12.04.2016 N 44н "О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (вместе с Порядком списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд").
*(2) Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
*(3) Утвержден Приказом Минфина РФ от 29.06.2015 N 98н "О порядке осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (вместе с Порядком списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд").
*(4) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"