Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Кондрашев А.А. Сменяемость власти как конституционная ценность
Kondrashev A.A. Removability of state power as a constitutional value
А.А. Кондрашев - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедройконституционного, административного и муниципального права Юридического института Сибирского федерального университета, проректор по науке Красноярского государственного аграрного университета (Красноярск)
A.A. Kondrashev - Krasnoyarsk, Siberian Federal University
На основе анализа опыта зарубежных стран и российского конституционного законодательства обосновывается выделение такой конституционной ценности, как сменяемость власти. Приводятся определение конституционных ценностей и их классификация. Автор рассматривает сменяемость власти как особый институт, который включает в себя: 1) периодичность смены высших должностных лиц; 2) фиксацию барьеров, препятствующих длительному занятию высших государственных должностей одним и тем же лицом; 3) установление предельного возраста для занятия высших государственных должностей. Утверждается, что сменяемость власти достижима только при соблюдении ряда смежных условий, таких как обеспечение справедливого и конкурентного участия в выборах представителей различных партий и движений; отказ от создания дискриминирующих условий для доступа на выборы одних кандидатов или партий и от предоставления "льготного" доступа на выборы другим; формирование избирательных органов, гарантирующих справедливый и равный доступ на выборы всех кандидатов и - что самое главное - объективно и беспристрастно определяющих результат волеизъявления граждан. Предлагается внести изменения в Конституцию России, закрепив ограничение на занятие должности президента двумя сроками, и установить предельный возраст для занятия этой должности (65 или 70 лет).
By analyzing Russian and foreign legislation the author asserts that removability of state power could be regarded as a constitutional value. He introduces a definition of constitutional values and their classification. According to the author, removability of state power is an exclusive institution including: 1) periodic changes in senior executive staff; 2) setting up obstacles for the assumption of the highest public office by the same person; 3) setting up age limits for the assumption of the highest public office. It's argued that removability of state power can be attained only if the following conditions are met: fair and competitive participation in elections of representatives of different parties and political movements; rejection of discrimination against "unsuitable" candidates and parties wishing to gain access to elections; rejection of providing "preferential" access to elections for the privileged groups of candidates; formation of new electoral bodies quarantining fair and equitable access to elections for all candidates and parties and - what is more important - assessing the outcome of elections in an objective and impartial manner. The author proposes to amend the RF Constitution by enshrining the provisions on term and age limits for the assumption of presidency: no one should be elected for this post more than twice and hold it beyond the age of 65 or 70.
Ключевые слова: конституционная ценность, сменяемость власти, ограничение сроков избрания президента, предельный возраст нахождения в должности, оптимальный срок избрания на должность главы государства
Keywords: constitutional value, removability of state power, two-term limit for the assumption of presidency, age limit for the assumption of public office, optimum term
Сменяемость власти как конституционная ценность
Автор
А.А. Кондрашев - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедройконституционного, административного и муниципального права Юридического института Сибирского федерального университета, проректор по науке Красноярского государственного аграрного университета (Красноярск)
"Российский юридический журнал", 2016, N 3