О голосовании на выборах студентов очной формы обучения, зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитиях
К.М. Худолей,
кандидат юридических наук,
доцент юридического факультета Пермского государственного
национального исследовательского университета (Пермь)
Д.М. Худолей,
кандидат юридических наук,
доцент юридического факультета Пермского государственного
национального исследовательского университета (Пермь)
Журнал "Российский юридический журнал", N 3, май-июнь 2016 г., с. 100-108.
Возможность обучающихся голосовать по месту нахождения образовательного учреждения редко закрепляется в законодательстве зарубежных стран. Например, правом голосовать по месту нахождения образовательных учреждений наделяются студенты в Великобритании и Ирландии*(1). Причем до 1948 г. учащиеся высших учебных заведений в Соединенном Королевстве могли голосовать дважды: по постоянному месту жительства и по месту нахождения учебного заведения*(2). Схожую ситуацию наблюдаем в Ирландии. Хотя ст. 16.1.4 Конституции Ирландии предусматривает, что лицо может голосовать только один раз, по существу, она полностью не запрещает двойную регистрацию избирателей на выборах. Так, в деле "Квинн против города Уотерфорд" 1990 г. группа студентов колледжа Уотерфорда оспаривала отказ в регистрации в качестве избирателей по месту обучения в связи с тем, что они были включены в списки избирателей в иных округах по месту своего постоянного проживания. Верховный суд Ирландии поддержал иск студентов и отклонил аргумент органов власти, утверждавших, что во избежание двойного голосования необходимо запретить регистрацию избирателей в более чем одном избирательном округе*(3).
Что касается бывших советских республик, то только в некоторых из них обучающимся по очной форме обучения предоставляется право голосовать по месту временной регистрации в общежитиях. Например, в Казахстане такое право имеют студенты и аспиранты*(4). В законодательстве Молдовы о голосовании студентов закреплены крайне неудачные положения, которые не могут решить проблему "двойного" голосования. Так, согласно ст. 84 Кодекса о выборах Республики Молдова от 21 ноября 1997 г. N 1381-XIII (ред. от 9 апреля 2015 г.)*(5) студенты и учащиеся, обладающие правом голоса и зачисленные в учебные заведения, находящиеся в населенном пункте, в котором у них нет прописки или вида на жительство, могут проголосовать на выборах в Парламент Молдовы на любом открытом в этом населенном пункте избирательном участке посредством включения в дополнительный список для голосования с отметкой об учебном заведении. При этом им необходимо: а) представить удостоверение личности со вкладышем; б) представить студенческий билет с пометкой об учебном заведении, в которое они зачислены в соответствующем населенном пункте; в) заполнить и подписать декларацию о предупреждении об уголовной ответственности за множественное голосование. Как видно, законодательство Республики Молдовы допускает возможность включения обучающихся в дополнительные списки избирателей на различных избирательных участках, хотя и устанавливает для избирателей уголовную ответственность за факт "двойного" голосования.
Возможность голосования студентов очной формы обучения по месту временного пребывания в общежитиях зафиксирована и в российском законодательстве - федеральном и частично региональном. Однако единого подхода к регламентации соответствующих правоотношений не выработано.
Согласно ч. 4 ст. 4, ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(6) (ред. от 6 апреля 2015 г.) (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав) допускается регистрация в качестве избирателей лиц по месту их временного пребывания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или субъекта РФ. Эта отсылочная норма нашла закрепление в ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ред. от 1 декабря 2014 г.)*(7), в соответствии с которой студенты очной формы обучения, временно пребывающие в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). В то же время в силу ст. 4, 17 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 24 ноября 2014 г.) (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы) активным избирательным правом при голосовании по одномандатному округу обладает гражданин, зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования и включенный в списки избирателей на основании личного письменного заявления, поданного в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60-21 день до дня голосования*(8).
Порядок организации проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления регулируется, помимо федерального законодательства, законами отдельных регионов, которые закрепляют различные модели предоставления активного избирательного права студентам очной формы обучения, зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитиях.
Во-первых, в большинстве субъектов РФ активное избирательное право на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставляется гражданам Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного округа. Нетрудно заметить, что вследствие такого подхода граждане, не зарегистрированные на определенной территории по месту жительства, зачастую лишаются избирательных прав на региональных и муниципальных выборах. В юридической литературе в связи с этим данный подход назван нарушающим конституционно установленные права граждан на участие в управлении делами государства, в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления*(9). При этом еще более ста лет назад Г. Мейер предлагал предоставить гражданам страны право голосовать на территории избирательного участка, если они продолжительно пребывают на территории этого участка*(10).
В законодательстве некоторых субъектов РФ установлено, что при проведении выборов депутатов в органы государственной власти субъекта РФ студенты включаются в списки избирателей по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательной организации) только по единому избирательному округу субъекта РФ*(11).
Соответствующие положения были предметом рассмотрения в некоторых региональных конституционных (уставных) судах. Так, Конституционный суд Республики Тыва в постановлении от 2 февраля 2007 г. N 2-П по делу о толковании части 1 статьи 28, статьи 54, частей 1 и 2 статьи 97 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Тыва*(12) указал, что непредоставление законодателем активного избирательного права на выборах депутатов законодательной палаты по одномандатному избирательному округу гражданам, обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), не может расцениваться как нарушение избирательных прав, поскольку законодатель действовал в пределах предоставленных федеральным законодательством дискреционных полномочий. При этом важно, что впоследствии региональный законодатель Тывы наделил правом голосования по месту пребывания студентов очной формы обучения, зарегистрированных в общежитиях, не только по единому республиканскому округу, но и по одномандатному округу, если их место проживания не находится в пределах такого избирательного округа.
Во-вторых, в некоторых регионах студенты очной формы обучения, зарегистрированные по месту временного пребывания в общежитиях, наделяются активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта РФ (муниципальных выборах) в том случае, если их постоянное место жительства находится за пределами избирательного округа (муниципального образования), но на территории соответствующего субъекта РФ*(13).
Первые две модели, на наш взгляд, необоснованно ущемляют права граждан избирать по месту своего временного пребывания. Более того, многие из тех, кто приезжает учиться в Москву или Санкт-Петербург из отдаленных субъектов РФ, фактически лишаются права голосовать на региональных и местных выборах даже по своему постоянному месту жительства, так как голосование проводится во второе воскресенье сентября, а не в период каникул. У таких студентов, как правило, нет времени и денег для поездки домой, чтобы реализовать свое право голоса. (Отметим, что лишь в некоторых субъектах РФ допускается право голосовать по почте при проведении региональных и местных выборов.)
В-третьих, в законодательстве отдельных субъектов РФ установлено, что активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта РФ (муниципальных выборах) обладают граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и зарегистрированные по месту пребывания в общежитиях, даже если их постоянное место жительства расположено за пределами избирательного округа (территории муниципального образования), в том числе в другом субъекте РФ*(14).
Конституционный суд Республики Саха (Якутия), рассматривая конституционность соответствующих норм регионального законодательства, констатировал, что они способствуют осуществлению всеми гражданами принадлежащего им активного избирательного права. По мнению суда, в Якутии, обладающей большой территорией и слабой транспортной инфраструктурой, реализации активного избирательного права студентами по месту постоянной регистрации препятствуют трудности транспортной схемы и необходимость нести дополнительные расходы на дорогу, а потому студенчество в силу организованности, массовости и устойчивости связей с местом пребывания должно быть наделено правом голосования по месту нахождения общежитий*(15).
Суды общей юрисдикции в ходе судебного толкования также нередко указывали, что студенты очной формы обучения, проживающие в общежитиях, длительное время оторваны от своего постоянного места жительства и в связи с этим могут сталкиваться с определенными сложностями при реализации права избирать своих представителей по месту проживания. Поэтому избиратели названной категории заинтересованы в том, чтобы участвовать в решении вопросов государственного и местного значения той местности, где обучаются, а не той, в которой имеют регистрацию по месту жительства*(16). С таким утверждением следует согласиться: срок обучения студентов достаточно большой (четыре-шесть лет) и сравним со сроками полномочий депутатов и выборных органов публичной власти. Многие студенты очной формы обучения после получения диплома о высшем образовании остаются в том городе, в котором они проходили обучение. А значит, можно говорить об установлении устойчивой связи избирателей-студентов очной формы обучения с избирательным округом по месту нахождения образовательного учреждения (общежития).
В субъектах РФ закрепляется различный порядок включения в списки избирателей студентов очной формы обучения, зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитиях (по месту нахождения образовательного учреждения).
Во-первых, в законодательстве большинства субъектов РФ, регламентирующем вопрос о голосовании студентов, зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитиях, заимствовано положение из федерального законодательства о выборах Президента Российской Федерации, предусматривающее, что территориальная избирательная комиссия включает избирателей данной категории в избирательные списки на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения*(17).
Во-вторых, ряд субъектов РФ допускает включение студентов очной формы обучения, зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитиях, в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения) по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до голосования*(18). Нетрудно заметить, что в данном случае также заимствуются положения федерального законодательства, а именно нормы об особом порядке включения в списки избирателей лиц, находящихся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работ и пр. (ч. 17 ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Региональное законодательство предусматривает, что при выявлении территориальной комиссией факта включения гражданина в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая комиссия проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. Ссылаясь на данные положения, суды общей юрисдикции неоднократно подтверждали законность положений законов субъектов РФ о предоставлении активного избирательного права студентам очной формы обучения, зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитиях*(19). Однако думается, что такой порядок не вполне адекватен: относительно небольшой срок подачи письменного заявления студентами (не позднее чем за три дня) приводит к тому, что соответствующая участковая комиссия в силу нерасторопности может не успеть исключить их из списков избирателей по постоянному месту жительства и включить в списки по месту обучения. Так, по данным Московской хельсинкской группы, при проведении выборов в Ставропольском и Краснодарских краях избиркомы посчитали невозможным в такой короткий срок сверить списки избирателей по месту учебы и по месту постоянного проживания, сославшись на слишком большое число студентов на отдельных участках. Только в Ставрополе насчитывается свыше 32 тыс. студентов, из них более 20 тыс. иногородних. В силу этого иногородние студенты, проживающие в общежитиях, фактически не имели возможности проголосовать по месту нахождения общежития (образовательного учреждения)*(20).
В связи со сказанным мы считаем, что в законодательстве субъектов РФ следует закрепить порядок, аналогичный тому, который предусмотрен в Законе о выборах депутатов Государственной Думы, и обязующий граждан подавать заявления для голосования по месту временного пребывания за 60-21 день до дня голосования.
Кроме того, наличие двух форм учета избирателей создает возможность для злоупотребления на местах. В частности, студенты, проживающие в общежитиях, могут проголосовать дважды: как по месту временного пребывания по личному заявлению, так и по месту постоянного проживания, если избирательная комиссия не успеет исключить их до дня голосования из списков избирателей. В юридической практике отмечается, что по этой причине в отдельных выборах принимали участие иногородние студенты, не обладавшие по законодательству избирательным правом*(21). Поэтому избирательный корпус иногородних студентов достаточно часто используется в различных махинациях при проведении выборов на региональном и муниципальном уровне. Приведем пример.
Решениями окружной избирательной комиссии Кызыла от 12 октября 2006 г. N 13-оик и 14-оик итоги голосования по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва по одномандатному округу N 4 на избирательных участках N 17 и 19 Кызыла признаны недействительными ввиду того, что в списки избирателей незаконно, без подачи ими заявлений были включены соответственно 30 и 146 иногородних студентов-избирателей, зарегистрированных по месту временного пребывания в студенческом общежитии. Суд сослался на то, что дополнительные голоса данных избирателей существенно влияют на итоги голосования в целом по участкам и не позволяют достоверно определить результаты волеизъявления избирателей*(22).
Аналогичная ситуация сложилась на тех же выборах по одномандатному избирательному округу N 3, на которых участковые избирательные комиссии N 12 и 13 необоснованно включили в списки избирателей без их личных заявлений соответственно 255 и 95 студентов очной формы обучения, имеющих временную регистрацию по месту пребывания в общежитиях, что не позволило с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей на указанных избирательных участках. Решениями окружной избирательной комиссии итоги голосования на этих участках признаны недействительными*(23). Верховный суд Республики Тыва удовлетворил заявление кандидата на этих выборах Б. об отмене решений окружной избирательной комиссии. Однако Верховный Суд РФ не согласился с позицией суда первой инстанции*(24).
Как уже отмечалось, не во всех субъектах РФ студентам очной формы обучения, зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитиях, предоставляется активное избирательное право на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований. Однако практика проведения голосования в стране в единый день и совмещения выборов разного уровня требует выработки общего подхода к формированию списков избирателей. Действительно, если в субъекте РФ студентам, зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитиях, предоставлено активное избирательное право только на одном уровне (региональном или местном), то в случае проведения голосования в единый день сразу на нескольких выборах персональный состав избирательного корпуса может различаться, что создаст трудности при формировании списков избирателей.
Вместе с тем решение вопроса о наделении студентов очной формы обучения, зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитиях, активным избирательным правом сопряжено с нарушением принципа равного избирательного права. Равное избирательное право предполагает равенство правовых условий реализации субъективного избирательного права на каждой стадии избирательного процесса, т.е. граждане, обладающие избирательными правами, участвуют в проведении выборов на равных основаниях*(25). Однако не все иногородние студенты очной формы обучения заселяются в общежития*(26). Судебная практика при этом исходит из буквального толкования положений избирательного законодательства и констатирует, что факт регистрации по месту временного пребывания студентов, не проживающих в общежитиях, если их постоянное место жительства находится вне пределов избирательного округа, нельзя считать основанием для их включения в списки избирателей*(27). Поэтому непредоставление активного избирательного права студентам, зарегистрированным по месту временного пребывания не в общежитиях в силу отсутствия мест в них, при одновременном предоставлении подобного права тем, кто в общежитии проживает, кажется крайне спорным, что неоднократно отмечалось в юридической науке*(28).
Необходимо устранить данное нарушение принципа равного избирательного права, требования которого, полагаем, обусловливают установление единого порядка включения в списки избирателей студентов наряду с другими лицами, проживающими по месту временного пребывания. Поэтому стоит согласиться с мнением В.В. Вискуловой о том, что голосование студентов очной формы обучения, зарегистрированных в общежитиях по месту пребывания, следует проводить по тем же правилам, что и голосование избирателей, зарегистрированных по месту временного пребывания и не получивших открепительных удостоверений. Студент сам должен решить, где ему голосовать удобнее: по месту обучения или проживания, подав заявление в соответствующую избирательную комиссию*(29).
Таким образом, следует в каждом субъекте РФ предоставить активное избирательное право на выборах в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления студентам очной формы обучения, зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитиях или в ином месте на территории соответствующего избирательного округа (муниципального образования), если их постоянное место жительства находится за пределами избирательного округа (муниципального образования), в том числе в другом субъекте РФ. Такие студенты должны включаться в списки избирателей на основании их личного заявления, поданного в избирательные комиссии не позднее срока, установленного в законодательстве. Оптимальным сроком видится тот, который закреплен в Законе о выборах депутатов Государственной Думы (не позднее чем за 60-21 день до дня голосования). Такие изменения, на наш взгляд, послужат гарантией реализации активного избирательного права значительного числа граждан-студентов, особенно студентов очной формы обучения, приезжающих учиться в другой город, ведь они в отличие от студентов-заочников пребывают на значительном отдалении от постоянного места жительства достаточно долго и заинтересованы в решении вопросов государственного или местного значения той территории, на которой они проходят обучение, через своих представителей в органах публичной власти.
Список литературы
Аналитическая записка по результатам мониторинга парламентской кампании 2003 г. // URL: http://www.mhg.ru/publication/1f379e2.
Вискулова В.В. Конституционное право граждан избирать и быть избранными: к условности и динамичности основ // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 3.
Зарубежное избирательное право: учеб. пособие. М., 2003.
Игнатов Л.С. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2011.
Избирательный кодекс Костромской области от 30 декабря 1998 г. N 39 (ред. от 18 мая 2015 г.) // Северная правда. 1999. 21 янв.
Избирательный кодекс Псковской области от 1 августа 2003 г N 295-ОЗ (ред. от 3 апреля 2015 г.) // Псковская правда. 2006. 1 июля.
Кодекс о выборах Республики Молдова от 21 ноября 1997 г. N 1381-XIII (ред. от 9 апреля 2015 г.) // Monitorul Oficial. 1997. N 81. Ст. 667.
Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010.
Конституция Республики Тыва // Тувинская правда. 2007. 2 февр.
Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987.
Мейер Г. Избирательное право. М., 1906. Кн. 2.
О выборах в Республике Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. N 2464 (ред. от 4 июля 2014 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. N 17-18. Ст. 114.
О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. N 8. Ст. 740.
О выборах депутатов Думы Астраханской области: Закон Астраханской области от 5 июня 2006 г. N 24/3006-ОЗ (ред. от 3 июня 2015 г.) // Сб. законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2006. N 24.
О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия: Закон Республики Карелия от 26 июня 2003 г. N 681-ЗРК (ред. от 27 октября 2014 г.) // Карелия. 2003. 1 июля.
О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия: Закон Республики Бурятия от 6 января 2004 г N 603-III (ред. от 5 мая 2015 г.) // Бурятия. 2004. 7 янв.
О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. N 108-З (ред. от 1 апреля 2015 г.) // Правовая среда. 2007. 8 сент.
О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области: Закон Смоленской области от 3 июля 2003 г. N 41-з (ред. от 28 мая 2015 г.) // Смоленская газ. 2003. 10 июля.
О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ (ред. от 1 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 24-Г06-1 (документ опубликован не был).
Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N 64-Г09-19 (документ опубликован не был).
Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2007 г N 92-Г07-6 (документ опубликован не был).
Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2007 г. N 92-Г07-4 (документ опубликован не был).
Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 90-Г07-5 (документ опубликован не был).
Панов А. Проблему дефицита мест в общежитиях решат за 22,3 млрд. рублей // Известия. 2013. 8 февр.
Петров И.В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2012 г N 1-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 5, части 1 статьи 18, статей 95 и 96 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" по жалобе гражданки О.Д. Старостиной и ходатайству народного депутата Республики Саха (Якутия) С.А. Сюльского // Якутские ведомости. 2012. 25 февр.
Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили. М., 2011.
Тоточенко Д.А. О влиянии регистрации по месту жительства на возможность участия граждан в региональных и муниципальных выборах // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 10.
Черепанов В.А. К вопросу об ограничении избирательных прав граждан // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 9.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Зарубежное избирательное право: учеб. пособие. М., 2003. С. 73.
*(2) Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987. С. 22.
*(3) Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили. М., 2011. С. 139.
*(4) Часть 6 ст. 4 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. N 2464 (ред. от 4 июля 2014 г.) "О выборах в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. N 17-18. Ст. 114).
*(5) Monitorul Oficial. 1997. N 81. Ст. 667.
*(6) СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
*(7) СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
*(8) Там же. 2014. N 8. Ст. 740.
*(9) Тоточенко Д.А. О влиянии регистрации по месту жительства на возможность участия граждан в региональных и муниципальных выборах // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 10. С. 47.
*(10) Мейер Г. Избирательное право. М., 1906. Кн. 2. С. 229.
*(11) См., например: ст. 66 Избирательного кодекса Костромской области от 30 декабря 1998 г. N 39 (ред. от 18 мая 2015 г.) (Северная правда. 1999. 21 янв.).
*(12) Тувинская правда. 2007. 2 февр.
*(13) См., например: ч. 1.1 ст. 4 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 г. N 681-ЗРК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" (ред. от 27 октября 2014 г.) (Карелия. 2003. 1 июля); ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области" (ред. от 1 апреля 2015 г.) (Правовая среда. 2007. 8 сент.).
*(14) См., например: ч. 7 ст. 4 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 г. N 24/3006-ОЗ "О выборах депутатов Думы Астраханской области" (ред. от 3 июня 2015 г.) (Сб. законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2006. N 24); ч. 4 ст. 3 Закона Смоленской области от 3 июля 2003 г. N 41-з "О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области" (ред. от 28 мая 2015 г.) (Смоленская газ. 2003. 10 июля).
*(15) Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2012 г. N 1-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 5, части 1 статьи 18, статей 95 и 96 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" по жалобе гражданки О.Д. Старостиной и ходатайству народного депутата Республики Саха (Якутия) С.А. Сюльского // Якутские ведомости. 2012. 25 февр.
*(16) См., например: определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N 64-Г09-19 (документ опубликован не был).
*(17) См., например: ч. 16 ст. 13 Избирательного кодекса Псковской области от 1 августа 2003 г. N 295-ОЗ (ред. от 3 апреля 2015 г.) (Псковская правда. 2006. 1 июля).
*(18) См., например: ч. 7 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" (ред. от 5 мая 2015 г.) (Бурятия. 2004. 7 янв.).
*(19) См., например: определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 24-Г06-1 (документ опубликован не был).
*(20) Аналитическая записка по результатам мониторинга парламентской кампании 2003 г. // URL: http://www.mhg.ru/publication/1f379e2.
*(21) Черепанов В.А. К вопросу об ограничении избирательных прав граждан // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 9. С. 50.
*(22) Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2007 г. N 92-Г07-6 (документ опубликован не был).
*(23) Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010. С. 156.
*(24) Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2007 г. N 92-Г07-4 (документ опубликован не был).
*(25) Петров И.В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 6.
*(26) По состоянию на 2013 г., число нуждающихся в получении мест в студенческих общежитиях составляет 13% от почти 6 млн. студентов России. Причем, по прогнозу Минобрнауки, обеспечить местами в общежитиях всех нуждающихся студентов ранее 2018 г. невозможно (Панов А. Проблему дефицита мест в общежитиях решат за 22,3 млрд. рублей // Известия. 2013. 8 февр.).
*(27) Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 90-Г07-5 (документ опубликован не был).
*(28) Игнатов Л.С. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2011.
*(29) Вискулова В.В. Конституционное право граждан избирать и быть избранными: к условности и динамичности основ // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 3. С. 36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Худолей К.М., Худолей Д.М., О голосовании на выборах студентов очной формы обучения, зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитиях
Khudoley K.M., Khudoley D.M. On voting of full-time students registered in dormitories for temporary stay
К.М. Худолей - кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь)
Д.М. Худолей - кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь)
K.M. Khudoley - Perm, Perm State National Research University
D.M. Khudoley - Perm, Perm State National Research University
Исследуются предусмотренные в федеральном законодательстве и законодательстве отдельных субъектов РФ правовые модели предоставления активного избирательного права студентам очной формы обучения, зарегистрированным в общежитиях, и порядок их включения в списки избирателей. Авторы приходят к выводу, что в законодательстве каждого субъекта РФ должно быть закреплено активное избирательное право студентов очной формы обучения, зарегистрированных по месту временного пребывания, даже если их постоянное место жительства находится за пределами соответствующего избирательного округа. Студенты очной формы обучения, которые зарегистрированы по месту временного пребывания, должны включаться в списки избирателей на основании личного письменного заявления, поданного в избирательные комиссии не позднее срока, установленного в законодательстве. Это, по мнению авторов, гарантирует реализацию активного избирательного права значительного числа граждан-студентов, особенно иногородних студентов очной формы обучения, которые в отличие от студентов-заочников пребывают на значительном отдалении от постоянного места жительства достаточно долго и заинтересованы в решении вопросов государственного или местного значения той территории, где они проходят обучение, через своих представителей в органах публичной власти.
The publication of results of public opinion polls concerning elections not only informs voters, but also severely influences the social awareness. The author points out that there is no definition of the concept "public opinion poll" in the Russian legislation, and asks whether the legislative restrictions regarding publication of the results of public opinion polls are substantiated or not. On the one hand, it's inadmissible to restrict the voting rights disproportionately, on the other - if information concerning elections is disseminating without any restriction, it always causes violation of the rights and legitimate interests of other persons. Only if the legislative requirements dictated by the constitutional principle of a democratic state are complied with information will be a legal tool of ensuring free and conscious choices of voters, equal rights to participate in elections, publicity and legitimacy of the elected public authorities.
Ключевые слова: избирательное право, студенты, общежития, голосование, очная форма обучения, временное пребывание
Keywords: students, dormitories, voting, full-time education, temporary stay
О голосовании на выборах студентов очной формы обучения, зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитиях
Автор
К.М. Худолей - кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь)
Д.М. Худолей - кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь)
"Российский юридический журнал", 2016, N 3