Положены ли пенсионеру перерасчет страховой пенсии по старости и повышение фиксированной выплаты к пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если он работал и продолжает работать в районе Крайнего Севера (на Камчатке с 1984 года), на пенсию вышел в 2010 году, иждивенцев не имеет, не инвалид?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Страховая пенсия по старости у работающего пенсионера будет пересчитываться с 1 августа каждого года в сторону увеличения исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенной при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, для исчисления размера страховой пенсии по старости в предыдущем перерасчете при условии, что работодатель исправно перечисляет за этого гражданина страховые взносы в ПФР.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости у граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, по их выбору может быть увеличена либо на районный коэффициент, либо на соответствующий процент за стаж работы в особых климатических условиях.
Обоснование вывода:
1. Статья 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) предусматривает два основания увеличения фиксированной выплаты*(1) к страховой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Первое основание обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) пенсионеров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Так, согласно ч. 9 ст. 17 Закона N 400-ФЗ повышение им фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях)*(2). При достижении этими лицами возраста 80 лет размер фиксированной выплаты к пенсии по старости увеличивается на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона N 400-ФЗ) и дополнительно увеличивается на соответствующий районный коэффициент в зависимости от района (местности) проживания на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
То есть, пока гражданин проживает на Крайнем Севере, он получает повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом "северного" коэффициента.
Второе основание связано с продолжительностью стажа работы граждан в условиях Крайнего Севера. Как следует из ч.ч. 4, 5 ст. 17 Закона N 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, а лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, - в сумме, равной 30% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. При этом право на установление такого повышения предоставляется независимо от места жительства застрахованного лица (ч. 12 ст. 17 Закона N 400-ФЗ).
Однако в ч. 13 ст. 17 Закона N 400-ФЗ указано, что если лицо имеет право на повышение фиксированной выплаты на районный коэффициент и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за стаж работы, то устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица. Следовательно, гражданин самостоятельно определяет, какое повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости для него предпочтительнее и уведомляет об этом территориальный орган ПФР в заявительном порядке.
2. Если пенсионер продолжает работать и работодатель исправно перечисляет за него страховые взносы в ПФР, то его страховая пенсия по старости будет пересчитываться с 1 августа каждого года в сторону увеличения исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенной при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента*(3), для исчисления размера страховой пенсии по старости в предыдущем перерасчете (п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона N 400-ФЗ). Такой перерасчет производится уже без заявления пенсионера по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
5 августа 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Фиксированная выплата составляет 3935 рублей в месяц (ч. 1 ст. 16 Закона N 400-ФЗ). С 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом индексации составляет 4558 рублей 93 копейки (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий").
*(2) При определении размера районного коэффициента для установления повышения фиксированной выплаты применяется постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями". Камчатский край отнесен к районам Крайнего Севера".
*(3) Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Величина индивидуального пенсионного коэффициента рассчитывается по формуле, приведенной в ч. 18 ст. 15 Закона N 400-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.