Подлежат ли распределению в целях исчисления налога на прибыль расходы бюджетного учреждения, которые относятся как к приносящей доход деятельности, так и к основной деятельности по выполнению государственного задания за счет субсидии, предоставляемой из бюджета?
Л. Семина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2016 г., с. 70-71.
Распределению подлежат только те расходы, которые произведены сверх нормативных затрат, при условии, что они относятся и к деятельности, приносящей доход, и к основной деятельности, финансируемой за счет бюджетной субсидии.
Обоснование. Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на бюджетные учреждения - получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относятся, в частности, субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям.
При этом положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Иного механизма распределения расходов для целей налогообложения прибыли организаций Налоговым кодексом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из вышеизложенного расходы, произведенные бюджетными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.
Вместе с тем бюджетные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, при условии, что она не противоречит целям их создания и указана в учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ предоставляемые бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Исходя из этого, к расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, относятся произведенные расходы в пределах нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что они относятся и к деятельности, приносящей доход, и к основной деятельности, финансируемой за счет субсидии, подлежат распределению в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 22.06.2016 N 03-03-06/3/36253).
1 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"