Между организацией (заказчик) и строительной компанией (подрядчик) заключен договор на постройку здания на охраняемой природной территории федерального значения (далее - территория). В результате проведенной Управлением Росприроднадзора (далее - Управление) проверки установлено, что подрядчик при осуществлении подготовительных работ к строительству на указанной территории без положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту выкопал и выпилил древесно-кустарниковую растительность. На основании результатов проверки подрядчик привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ. В обоснование своих выводов Управление указывает, что согласно договору подряда в обязанности подрядчика входит согласование с органами государственного надзора порядка ведения работ и обеспечение охраны окружающей среды. Правомерно ли привлечение подрядчика к административной ответственности в рассматриваемом случае?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Учет и контроль", N 7, июль 2016 г., с. 37-39.
Считаем, что в рассматриваемом случае привлечение к административной ответственности неправомерно. Подрядчик не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения. В силу статьи 743 ГК РФ подготовка документации на строительство объекта (получение положительного заключения государственной экологической экспертизы) является обязанностью заказчика.
Обоснование: В соответствии с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исходя из положений статьи 33 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Статья 10 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) гласит, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7.1 пункта 1 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 данного Федерального закона проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 21 Закона N 174-ФЗ гласит, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 данного Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Статья 27 Закона N 174-ФЗ гласит, что заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемом вопросе обязанность за подготовку соответствующей проектно-разрешительной документации (в том числе получение положительного заключения государственной экологической экспертизы) законодательно возложена на заказчика работ.
Тем не менее, в указанной ситуации Управление в обоснование своих выводов ссылается на положение договора подряда, согласно которому в обязанности подрядчика входит согласование с органами государственного надзора порядка ведения работ и обеспечение охраны окружающей среды. Однако считаем указанный довод необоснованным, поскольку понятие подготовки проектно-разрешительной документации не относится непосредственно к строительным работам, следовательно, обязанность получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на подрядчика не возложена. Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 20.11.2007 N А09-135/07-12.
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.