Какие казенные учреждения силовых министерств и ведомств освобождены от уплаты госпошлины за регистрацию транспортных средств?
С. Мухин,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2016 г., с. 14-17.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК РФ. Исключение - случаи, предусмотренные пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Как отмечается в Письме Минфина РФ от 10.05.2016 N 03-05-04-03/26674, положение пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления. Оно означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они употребляются в этих отраслях законодательства, если иное не установлено НК РФ.
Согласно ст. 112 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент РФ. Из Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 636 следует, что учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти. В связи с этим освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, в том числе за государственную регистрацию транспортных средств, учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, не предусмотрено.
Вместе с тем по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ учреждений и организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, органов военного управления Минобороны, учреждений ФСБ необходимо иметь в виду следующее.
Министерство внутренних дел
В силу п. 1, 6 и 15 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (далее - Положение), МВД является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
МВД осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (ОВД) (п. 6 Положения). В состав ОВД входят:
- центральный аппарат МВД (за исключением Главного командования внутренних войск МВД);
- территориальные органы МВД;
- образовательные, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД;
- окружные управления материально-технического снабжения системы МВД;
- представительства МВД за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
С учетом изложенного вышеуказанные учреждения и организации, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
Министерство обороны
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Одновременно оно выступает органом управления Вооруженными Силами РФ.
В структуру Минобороны входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
На основании ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил РФ могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ N 8*(1), разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственным органам, имеющим льготы по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. При этом к органам военного управления относятся (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 8):
- Минобороны;
- иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления;
- территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий);
- управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Федеральная служба безопасности
В силу ст. 2 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" к органам ФСБ относятся:
- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
- управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
- управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
- управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
- другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.
Поэтому на предприятия, учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ, должны распространяться положения пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
В связи с изложенным при рассмотрении вопросов, связанных с освобождением федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, от уплаты госпошлины, нужно учитывать действующие правовые акты, в рамках которых определяется статус указанных учреждений.
1 августа 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"