В 2014 г. купила утюг BORK в интернет-магазине, в этом году он сгорел (задымился). В сервисном центре дали акт технического состояния - производственный дефект, сказали обращаться для замены в магазин (товар на гарантии). Менеджер интернет-магазина ответил, что эта модель снята с производства, предложил вернуть деньги за вычетом почтовых расходов. В 2014 г. мой паровой утюг стоил 8990 руб., был тогда самым дорогим в линейке BORK. Сейчас у них два варианта парового утюга, стоимостью 12 990 и 14 990 руб. Могу ли я требовать замены на аналогичный паровой утюг без доплаты?
Вы вправе требовать замену с перерасчетом покупной цены.
Согласно ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" ("Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков"), потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и/или артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Возврат производится за счет продавца, но не за ваш счет.
Таким образом, если товар снят с производства и больше не выпускается, то покупатель вправе предъявить иное требование, например возврат денег, а если покупатель хочет заменить товар на другую модель, то разницу в цене придется доплатить.
Это разъяснено в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 Гражданского кодекса РФ, обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, ст. 503 ГК РФ требование. Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), а также бремя принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце (уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Согласно ст. 24 Закона РФ "О защите прав потребителей", при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
Таким образом, вы вправе требовать возврата денег не по договору, а на данный момент, но сложность в том, что раз товар снят с производства, то стоимость утюга на данный момент не определить.
Вы можете требовать замены утюга на аналогичный, но продавец может не согласиться заменить утюг на другую аналогичную по функциям и качеству модель (марку) без доплаты. По закону у него такой обязанности нет. Если нет товара (снят с производства, прекращены поставки) - обязательства по замене прекращаются.
Вы имеете право требовать стоимость товара на день предъявления требований. Если товар с производства снят, то это может быть последняя известная стоимость на данный товар, или, если он продается в аналогичной сети, стоимость товара в этой сети, или стоимость товара с идентичными характеристиками. Никакие почтовые расходы вычитать магазин не имеет права, напротив, он обязан компенсировать любые убытки, которые возникли вследствие продажи товара ненадлежащего качества - это могут быть ваши почтовые расходы, если вы оплачивали доставку.
В. Магола
Р. Григорьев
В. Осокина
Правовед.RU
10 июня 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU