"МегаФон", "Вымпелком", "МТС", "Теле2" ввели плату за услугу SMS-информирования о пропущенных звонках, законны ли действия операторов связи?
Федеральной антимонопольной службой проанализированы действия ПАО "МТС", ПАО "МегаФон", ПАО "Вымпелком", ООО "Т2 Мобайл" по введению платы на территории субъектов Российской Федерации за услугу SMS-информирования о пропущенных звонках на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 7 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила), оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень технологически неразрывно связанных с услугами связи иных услуг, направленных на повышение потребительской ценности услуг связи, которые оператор связи имеет возможность предоставить абоненту и (или) пользователю, определяется оператором связи самостоятельно. Статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов на одном товарном рынке. Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Таким образом, факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается антимонопольным органом на конкретном товарном рынке, в данном случае на рынке оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Заинтересованность пользователя услуг связи в определенном наборе услуг подвижной связи (льготные звонки отдельной категории вызываемых абонентов, "пакетные" предложения, скидка на дополнительные услуги, неразрывно связанные с услугами подвижной связи) не могут рассматриваться как различные услуги, так как не изменяют основное функциональное назначение товара. Таким образом, получение услуг связи в рамках конкретных услуг, а именно услуг SMS-информирования о пропущенных звонках, не может рассматриваться в качестве самостоятельного товарного рынка, а нарушение антимонопольного законодательства должно отражать факт нарушения условий обращения товара в целом на товарном рынке, а не применительно к условию о порядке расчетов в рамках отдельных услуг. Вместе с тем Федеральной антимонопольной службой проанализированы условия предоставления услуг ПАО "Вымпелком" "Будь в курсе+", ПАО "МегаФон" "Кто звонил+", ПАО "МТС" "Вам звонили", ООО "Т2 Мобайл" "Кто звонил" по субъектам Российской Федерации. По результатам анализа ФАС России установил, что условия предоставления услуги SMS-информирования о пропущенных звонках существенно различаются в зависимости от условий конкретного тарифного плана оператора/операторов связи и предоставляется как с взиманием абонентской платы, так и на безвозмездной основе. Таким образом, абонент с учетом своих потребностей имеет возможность выбрать тарифный план с наиболее выгодными для него условиями. Учитывая, что дополнительная услуга SMS-информирования о пропущенных звонках не образует самостоятельного товарного рынка, а также основываясь на результатах анализа условий предоставления данной услуги, ФАС России не усматривает в действиях ПАО "МегаФон", ПАО "МТС", ПАО "ВымпелКом", ООО "Т2 Мобайл" признаков нарушения статей 10, 11, 11.1 Закона о защите конкуренции. Отмечаем, что соблюдение операторами связи требований о надлежащем информировании абонентов не относится к компетенции ФАС России. Пунктом 29 Правил установлено, что тарифы на услуги телефонной связи устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом "е" пункта 24 Правил оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Также обращаем внимание, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, абонент вправе обжаловать в судебном порядке решения и действия (бездействие) оператора связи, связанные с оказанием услуг связи, при условии соблюдения порядка досудебного урегулирования споров, установленного статьей 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
13 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте ФАС России, зарегистрированном Росохранкультурой в качестве средства массовой информации. Регистрационное свидетельство Эл N ФС77-24394 от 15 мая 2006 г.