Компания "Триколор ТВ" увеличила тариф в два раза и прекратила бесплатно транслировать общедоступные телеканалы (пакет "Базовый"), поясните, законны ли действия компании "Триколор ТВ"?
Согласно пункту 1 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Таким образом, факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается ФАС России в случае, когда хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на конкретном товарном рынке, в данном случае на рынке услуг связи для целей телевизионного вещания. Федеральной антимонопольной службой на основании приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" был проведен анализ состояния конкуренции рынка услуг связи для целей телевизионного вещания в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов). В рамках проведения анализа рынка ФАС России установил потенциально взаимозаменяемые способы получения услуг для целей телевещания, а именно эфирное аналоговое телевидение/цифровое эфирное телевидение (ФГУП "РТРС"); кабельное телевидение (ПАО "Ростелеком", АО "ЭР-Телеком Холдинг"); спутниковое телевидение (ООО "Орион Экспресс", ОАО "НТВ-ПЛЮС", НАО "Национальная спутниковая компания", ПАО "МТС"); IPTV (ПАО "Ростелеком", ПАО "МТС", ПАО "Вымпелком"). Для оценки взаимозаменяемости указанных способов получения доступа к просмотру общероссийских обязательных общедоступных телеканалов Федеральной антимонопольной службой был проведен сравнительный анализ цен. Необходимым условием для обеспечения доступа к просмотру телепрограмм является монтаж кабельной линии от распределительной коробки до телевизионного приемника или приобретение абонентского оборудования, услуги по его установке, настройке. При этом конечная цена товара будет определяться, исходя из цены приобретения товара (плата за доступ к сети связи, приобретение и установка абонентского оборудования), и цены эксплуатации (то есть абонентской платы). При определении цены приобретения товара также учитывался срок износа абонентского оборудования ( 5 лет). По результатам ФАС России установлено, что при сроке полезной эксплуатации оборудования 5 лет, цены на услуги кабельного телевидения, спутникового телевидения, IPTV находятся на сопоставимом уровне. Таким образом, исходя из функционального назначения товара, а также сопоставимости цен - услуги эфирного телевидения, кабельного телевидения, спутникового телевидения, IPTV являются взаимозаменяемыми. Вместе с тем на основании сведений, представленных хозяйствующими субъектами о количестве абонентов, которым оказываются услуги связи для целей телевизионного вещания за 2014 год на территории Российской Федерации, определены доли хозяйствующих субъектов. На территории Российской Федерации 58% населения имеет возможность доступа к общероссийским общедоступным обязательным телеканалам посредством наземного цифрового эфирного телевещания (ФГУП "РТРС"). Доля НАО "Национальная спутниковая компания" составляет 38,5%. Таким образом, НАО "Национальная спутниковая компания" не занимает доминирующего положения и не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке телевизионного вещания на территории Российской Федерации. Следовательно действия НАО "Национальная спутниковая компания" в части изъятия из обращения пакета "Базовый", а также в части повышения тарифов не содержат признаков нарушения пунктов 1 и 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Обращаем внимание, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" приняты изменения в пункт 4 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", а именно услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе. Данный Федеральный закон от 13.07.2015 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" вступил в силу с 24.07.2015 г. Таким образом, согласно внесенным изменениям операторы связи вправе взимать плату за доступ к обязательным общедоступным телеканалам.
13 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте ФАС России, зарегистрированном Росохранкультурой в качестве средства массовой информации. Регистрационное свидетельство Эл N ФС77-24394 от 15 мая 2006 г.