Проблемные аспекты правового регулирования института реабилитации в российском уголовном процессе
А.А. Чурсин,
образование практика наука,
аспирант кафедры уголовного права и процесса
Тюменского государственного университета
Журнал "Российское право: образование, практика, наука", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 34-36.
Противоречивое развитие Российского государства несомненно повлияло на сегодняшнее состояние института реабилитации*(1). Сам термин "реабилитация" в большинстве научных трудов чаще всего соотносится не с восстановлением правового статуса, утраченного права или правоотношения, а с изменением статуса человека, осужденного во время массовых политических репрессий при советской власти. Тем не менее в России постепенно развивается демократическое общество, и защита прав граждан, особенно в такой значимой сфере общественной деятельности, как уголовный процесс, приобретает крайне важный характер. Анализ положений российского уголовно-процессуального законодательства и судебной практики*(2) свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования института реабилитации с целью создания оптимального процессуального режима для эффективного решения задач уголовного судопроизводства.
С позиций высшей ценности прав человека недопустимы действия органов государственной власти, связанные с необоснованным уголовным преследованием или осуждением. Это грубое посягательство на человеческое достоинство, причем человек становится объектом произвола дважды: сначала при причинении ему вреда, а затем при воспрепятствовании его возмещению по признанному праву на реабилитацию. Важен волевой характер обращения потерпевшего за возмещением вреда: он показывает, что в возмещении вреда, причиненного в результате незаконного или необоснованного применения мер принуждения, заинтересован только потерпевший, государство лишь дает ему право обратиться за компенсацией*(3). Однако очень немногие граждане обращаются за компенсацией, поскольку воспринимают требование о возмещении вреда как очередную схватку с государством, незаконно и необоснованно вторгшимся в сферу конституционных прав человека. С позиции правового государства и гражданского общества это, конечно же, неправильно.
Опираясь на нормы УПК РФ, можно сделать вывод о том, что основаниями реабилитации являются отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, непричастность лица к совершению преступления. Прекращение уголовного преследования и оправдание по этим основаниям приводит к возникновению у лица права на реабилитацию и к восстановлению его прав в полном объеме. Все прочие основания, упомянутые в законе, не указывают на невиновность лица, а свидетельствуют о процессуальных нарушениях в уголовном судопроизводстве и позволяют лицу обращаться за судебной защитой своих прав*(4).
Правовая природа отношений по возмещению вреда, причиненного в сфере уголовного судопроизводства, неоднородна. Это вызвано тем, что субъект права на реабилитацию и субъект права на возмещение вреда в порядке реабилитации - два статуса одного и того же субъекта. Между временем нахождения в том и другом статусе существует временной отрезок, предоставленный для обжалования процессуальных решений. Субъект права на реабилитацию - лицо, которое при наличии установленных законом оснований имеет право на признание его невиновным в инкриминируемом ему преступлении с вынесением соответствующего решения. Субъектом права на возмещение вреда в порядке реабилитации является лицо, акт реабилитации в отношении которого вступил в законную силу.
Поэтому правоведы предлагают отнести институт реабилитации к сфере гражданско-правового регулирования*(5). На наш взгляд, в гражданско-правовой и уголовно-правовой сферах должно использоваться единое понятие морального вреда, не имеющее разночтений*(6). Только тогда можно будет вести речь о слаженном взаимодействии норм этих отраслей в области возмещения вреда лицам, пострадавшим от незаконных или необоснованных действий правоохранительных органов.
О характере отношений, возникающих при реабилитации лица, высказано множество мнений. Мы же считаем, что неправильно решать вопросы денежной компенсации причиненного морального вреда на досудебных стадиях в рамках уголовного судопроизводства. Во-первых, сомнительна эффективность подобных решений с учетом специфики деятельности и немалой загруженности органов предварительного расследования, во-вторых, это вызвало бы коллизию статей гл. 18 УПК РФ со ст. 151 и 1101 ГК РФ, согласно которым только суд может установить обязанность возмещения морального вреда и определить его размер*(7). Таким образом, верной является позиция законодателя, поскольку в рамках уголовного процесса предусмотрена лишь возможность устранения последствий морального вреда (ч. 1 ст. 133 УПК РФ). Иски же о денежной компенсации морального вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, должны предъявляться в порядке гражданского судопроизводства согласно ч. 2 ст. 136 УПК РФ*(8). В настоящее время порядок возмещения имущественного вреда не доведен до логического завершения.
Более того, сложившийся гражданско-правовой порядок возмещения реабилитированным лицам имущественного вреда идет вразрез с требованиями уголовно-процессуального закона. В результате реабилитируемое лицо становится просителем, вынужденным добиваться защиты своих прав на общих основаниях с истцами, отстаивающими собственные права в порядке гражданско-процессуального производства. Возмещение имущественного вреда невиновному лицу*(9) должно быть доступным, упрощенным и более быстрым. Это помогло бы соблюсти принцип процессуальной экономии и с наименьшими затратами для реабилитируемого лица восстановить его в прежнем статусе.
Необходимы изучение и развитие института реабилитации в российском уголовном процессе, доведение его до уровня европейских стандартов в сфере защиты человека от необоснованного и незаконного применения мер уголовно-процессуального принуждения. Крайне важны выработка слаженного механизма обеспечения исследуемого права*(10), своевременное решение проблем конкретными и непротиворечивыми мерами, сохранение намеченных в 2011-2012 гг. положительных тенденций в развитии данного института. В ближайшее время законодатель должен выработать концепцию совершенствования института реабилитации, поскольку это чрезвычайно актуально для построения правового государства и формирования гражданского общества.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Бойцова Л.В. Реабилитация необоснованно осужденных граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1990; Войтенко О.Н. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органов дознания и предварительного следствия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 17.
*(2) Капинус Н.И. Процессуальные гарантии прав личности при применении мер пресечения в уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
*(3) Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК // Законность. 2002. N 3. С. 6.
*(4) Подопригора А.А. Институт реабилитации в уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 18.
*(5) Безлепкин Б.Т. Возмещение вреда, причиненного гражданину в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1981.
*(6) Бойцова Л.В. Возмещение ущерба "жертвам правосудия" в России // Рос. юстиция. 1994. N 6. С. 46.
*(7) Бойцова Л.В. Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданам в сфере правосудия: генезис, сущность, тенденции развития: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995.
*(8) Ильютченко Н.В. Возмещение ущерба, причиненного личности в уголовном процессе незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 16.
*(9) Цанава М.А. Уголовная ответственность за преступления против чести и достоинства граждан по советскому уголовному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
*(10) Алмазова Т.А. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чурсин А.А. Проблемные аспекты правового регулирования института реабилитации в российском уголовном процессе
Chursin A.A. Issues of Law Regulation for Rehabilitation in Russian Criminal Procedure
А.А. Чурсин - образование практика наука, аспирант кафедры уголовного права и процесса Тюменского государственного университета
Исследуются вопросы, которые не конкретизированы законодателем в гл. 18 УПК РФ, а потому вызывают дискуссии в среде юристов и требуют регулирования.
This article is devoted to the issues, that weren't fixed by the legislator in the Chapter 18 of the Russian Criminal Procedural Code and therefore stimulate debates among lawyers and need regulation.
Ключевые слова: уголовный процесс, реабилитация, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, правовое регулирование.
Key words: criminal procedure, rehabilitation, Russian Criminal Procedural Code, legal regulation.
Научно-практический журнал "Российское право: образование, практика, наука"
Профессиональное юридическое издание, издается с 2004 года.
В материалах журнала обсуждаются актуальные проблемы правовой системы России и международного права, освещаются события из мира права, публикуются интервью с известными учеными и практикующими юристами, руководителями органов власти, общественными деятелями. На страницах журнала вы найдете научные статьи и аналитические материалы, комментарии экспертов и многое другое. Традиционно большое внимание журнал уделяет вопросам судоустройства и судопроизводства, защиты прав человека, адвокатуры и нотариата, юридического образования.
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ПИ N ФС 77-55438 от 17 сентября 2013 г.
Выходит шесть раз в год
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет" (620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21)