Некоторые проблемы законодательного воплощения уголовной политики в сфере экономической деятельности
В.А. Дрыга,
аспирант кафедры уголовного права
Уральского государственного юридического университета
Журнал "Российское право: образование, практика, наука", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 55-57.
Сфера экономических отношений в России является крайне проблемной с момента распада Советского государства и перехода к капиталистическому типу хозяйствования. Непродуманная приватизация государственной собственности, отсутствие действенного контроля за финансово-экономическими процессами в стране, "непрозрачность" денежных и товарно-сырьевых потоков в переходный период привели к криминализации экономики*(1). Очевидна необходимость концентрированной, тактически и методически выверенной государственной политики в области противодействия экономической преступности.
Вопросы соотношения политического и юридического элементов в противодействии преступности давно обсуждаются учеными при проведении исследований уголовной политики, уголовно-правовых политики и идеологии. Эти исследования нередко сопрягаются с общетеоретическими разработками в области правовой и юридической политики, или, как выразился В.А. Туманов, "политико-юридической надстройки"*(2).
Под уголовной политикой как сферой государственной активности следует понимать социально обусловленную деятельность государства, основанную на совокупности стратегических и тактических методов и приемов, которые направлены на устранение причин и условий преступности, предупреждение преступлений, а также защиту человека, общества и государства от преступных посягательств. Из представленного определения видно, что законодательным элементом такая деятельность не исчерпывается. Вместе с тем большинство авторов, изучающих уголовную политику в целом и в экономической сфере в частности, считают законодательную активность государства одной из форм реализации уголовной политики*(3). Поэтому необходимо уделять особое внимание адекватности принимаемых норм уголовного законодательства, их соответствию уголовно-политическим целям, а также взаимосвязи с нормами иной отраслевой принадлежности.
Действующее уголовное законодательство реформируется несистемно, поправки не сообразуются с нормами других отраслей права криминального цикла, а сам уголовный закон характеризуется нормативной избыточностью. В подтверждение приведем некоторые примеры, касающиеся противодействия налоговым преступлениям и уклонению от погашения кредиторской задолженности.
Так, Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" изменен порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ. В частности, уточнено понятие "возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации", под которым теперь понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов (в ранее действовавшей редакции ч. 2 ст. 28 УПК РФ размер недоимки определялся исходя из соответствующего решения налогового органа).
В обоснование изменений были выдвинуты идеи ужесточения борьбы с налоговыми преступлениями, необходимости снижения уровня их латентности, стимуляции субъектов экономической деятельности к исполнению своих обязанностей по уплате налогов в бюджет. Проанализируем эти изменения лишь на предмет достаточности для достижения декларируемых целей.
Наметив направление на отказ от экономии репрессии в изучаемой области регулирования, законодатель не продолжил его реализацию, ограничившись означенными мерами, тогда как в данной области имеется ряд иных проблем. Так, в уголовном законе за совершение налогового преступления, наряду с лишением свободы и иными наказаниями, установлен штраф, максимальный размер которого даже для квалифицированных составов (ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1, ст. 199.2 УК РФ) составляет 500 тыс. руб. С учетом денежных сумм, сэкономленных на налоговых платежах, штраф такого размера - едва ли достаточное и соразмерное наказание. Например, во Франции за подобные преступления предусмотрен штраф в размере до 35 тыс. евро, в США - от 100 тыс. до 500 тыс. долл.
Представляется, что в случае принятия политического решения об интенсификации уголовно-правового воздействия на сферу налоговых правоотношений и стимуляции налогоплательщиков к уплате соответствующих платежей нужно применить комплексный подход, используя при этом нормы уголовного, уголовно-исполнительного и налогового законодательства. В противном случае подобные законодательные паллиативы создадут межотраслевую несогласованность, и, как следствие, неизбежно снизится эффективность уголовно-правового воздействия.
Далее отметим ряд проблем законодательной техники в рассматриваемой области. Так, отношения в сфере экономической деятельности были некорректно выделены в качестве основного объекта уголовно-правовой охраны и помещены в соответствующую главу Уголовного кодекса РФ. Приведем в пример ст. 177 УК РФ "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности". В настоящее время многие ученые и практические работники считают, что ст. 177 УК РФ выступает специальной нормой по отношению к ст. 315 УК РФ "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта". Диспозиция ст. 177 УК РФ отличается от диспозиции ст. 315 УК РФ тем, что обязательным признаком преступления в ст. 177 назван крупный ущерб и что гражданин включен в перечень субъектов злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности. Кроме того, в обеих статьях речь идет о вступивших в законную силу судебных актах, но в ст. 315 УК РФ говорится о любых решениях, в том числе приговорах, а в ст. 177 УК РФ - только о тех, которые влекут обязанность уплаты кредиторской задолженности.
На практике же руководитель организации, уклоняющийся от погашения кредиторской задолженности, установленной вступившим в законную силу судебным решением, будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ при размере ущерба менее 1,5 млн. руб., и по ст. 177 УК РФ - если размер задолженности превышает названную сумму.
С учетом сказанного едва ли логично включать упомянутую норму в число норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, при столь несущественных отличиях от аналога в гл. 31 Уголовного кодекса РФ. Представляется, что после вынесения судом решения и вступления его в законную силу гражданско-правовые отношения сторон наделяются публично-правовым элементом - обязанностью исполнения судебного акта. При обусловленности квалификации деяния по ст. 177 УК РФ наличием вступившего в законную силу решения суда уместнее ввести данный состав в ст. 315 УК РФ в качестве квалифицированного. Следует также отметить, что поскольку злостное уклонение от погашения задолженности при заданных законодателем условиях посягает прежде всего на интересы правосудия, то обособления этого состава в гл. 22 УК РФ не требуется.
Приведенные примеры иллюстрируют лишь часть проблем, касающихся законодательной реализации уголовной политики государства, и указывают на необходимость стратегического подхода к решению задач по противодействию экономической преступности.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Теневая экономика России: понятия, структура, основные направления противодействия // Организованная преступность и коррупция. Екатеринбург, 2000. Вып. 2. С. 33.
*(2) Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971. С. 9.
*(3) Панченко П.Н. Управление применением уголовного законодательства как стратегия и тактика уголовной политики // Проблемы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве / под ред. Л.Л. Кругликова. Ярославль, 1996. С. 108.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Дрыга В.А. Некоторые проблемы законодательного воплощения уголовной политики в сфере экономической деятельности
Dryga V.A. Some Problems of Legislative Realization of the Criminal Politics in the Economic Sphere
В.А. Дрыга - аспирант кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета
Статья посвящена вопросам реализации в уголовном законодательстве уголовной политики в сфере экономической деятельности. Автор рассматривает уголовное законодательство в качестве одного из наиболее важных элементов уголовной политики. Исследуются проблемы законотворческого порядка, а также дается оценка последовательности мер, направленных на борьбу с экономическими преступлениями некоторых видов.
The article describes realization of criminal politics in the economic sphere by means of criminal law. The author deals with the criminal law as one of the most important elements of the criminal politics. The article researches the problem of the legislative procedure, and estimates the sequence of measures to combat economic crimes of certain types.
Ключевые слова: уголовная политика, экономические преступления, налоговые преступления, экономическая деятельность, уголовный закон.
Key words: criminal politics, white-collar crimes, tax evasion, economic activity, criminal law.
Научно-практический журнал "Российское право: образование, практика, наука"
Профессиональное юридическое издание, издается с 2004 года.
В материалах журнала обсуждаются актуальные проблемы правовой системы России и международного права, освещаются события из мира права, публикуются интервью с известными учеными и практикующими юристами, руководителями органов власти, общественными деятелями. На страницах журнала вы найдете научные статьи и аналитические материалы, комментарии экспертов и многое другое. Традиционно большое внимание журнал уделяет вопросам судоустройства и судопроизводства, защиты прав человека, адвокатуры и нотариата, юридического образования.
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ПИ N ФС 77-55438 от 17 сентября 2013 г.
Выходит шесть раз в год
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет" (620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21)