По результатам проверки муниципального бюджетного учреждения были выявлены неправомерные расходы по авансовому отчету за 2015 год, произведенные за счет субсидии на выполнение муниципального задания.
Подлежат ли возврату в бюджет неправомерно израсходованные средства субсидии на выполнение муниципального задания на основании акта проверки? И если да, то за счет каких средств (при условии, что муниципальное задание выполнено учреждением в 2015 году на 100%)?
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового
университета при Правительстве РФ,
советник Управления внутреннего контроля (аудита)
и оценки эффективности деятельности
Федерального казначейства
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2016 г., с. 58-61.
В общем случае не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (субсидии, выделенные на выполнение задания учредителя), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано.
При этом Минфин в Письме от 12.04.2016 N 02-01-09/20629 разъясняет, что согласно п. 33 Постановления N 1456*(1) федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий на выполнение государственного задания, предоставленных им в 2015 году, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.
Возврат в федеральный бюджет остатков субсидии на выполнение государственного задания возможно осуществлять:
- либо за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания;
- или за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям.
Исключением являются средства, предоставленные федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ на иные цели.
При этом в соответствии с законодательством РФ, если государственное задание выполнено (в том числе, если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых указанное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с утвержденным планом его финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, Минфин в Письме от 26.06.2015 N 02-03-09/36906 разъясняет, что средства, поступившие федеральному бюджетному учреждению в результате возмещения расходов, связанных с его деятельностью после 01.01.2012 (в том числе внесенные в кассу учреждения суммы, неправомерно полученные сотрудником данного учреждения):
- остаются в самостоятельном распоряжении федерального бюджетного учреждения;
- используются им в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что на федеральном уровне требование о возврате средств субсидии на выполнение государственного задания относится к их неизрасходованным остаткам только в случае, если учреждение не выполнило задание учредителя. Как правило, нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований в основном соответствуют положениям федерального законодательства.
Соответственно, если по акту проверки выявлены неправомерные расходы по авансовому отчету в 2015 году за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания, указанные суммы не подлежат возврату в бюджет муниципального образования, если:
по результатам выполнения муниципального задания достигнуты установленные результаты;
муниципальное задание выполнено на 100%.
Таким образом, если данные расходы возмещены виновными лицами, они используются учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным в установленном порядке.
1 июля 2016 г.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"