Должны ли федеральные бюджетные и автономные учреждения при установлении размеров авансовых платежей в рамках закупок, осуществляемых за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, использовать размеры авансовых платежей, установленные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Постановление N 1456)?
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной
деятельности государственных
(муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 9, сентябрь 2016 г., с. 71-73.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 05.07.2016 N Д28и-1765 требования п. 36.1 Постановления N 1456 распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет средств федерального бюджета. При осуществлении федеральными бюджетными и автономными учреждениями закупок за счет полученных от приносящей доход деятельности средств размер авансового платежа может быть определен ими самостоятельно.
Обоснование. Закон о контрактной системе*(1) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, аудита и контроля.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов этой приемки.
Исходя из ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе заключаемый по результатам проведения процедур размещения заказов контракт (договор) должен содержать условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов этой приемки.
Особенности проведения закупок бюджетными учреждениями установлены ст. 15 Закона о контрактной системе. В силу указанной статьи бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе.
Бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:
- в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не предусмотрено иное;
- в случае, когда они выступают в качестве исполнителей по контракту при привлечении на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, которые необходимы для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- в отношении средств, полученных от физических, юридических лиц при осуществлении иной приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных за оказание и оплату медицинской помощи по ОМС).
Чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, им нужно:
- разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
- опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ, на котором приводится информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В этом случае в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств бюджетное учреждение будет руководствоваться поименованным положением.
Принятое решение об осуществлении закупок на основании разработанного и размещенного на официальном сайте положения о закупках или Закона о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.
На основании ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет этих средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в п. 1-3 ч. 1 ст. 1 данного закона. Во всех остальных случаях они руководствуются положениями Федерального закона N 223-ФЗ.
В силу п. 36.1 Постановления N 1456 учредители федеральных бюджетных и автономных учреждений обязаны обеспечить включение указанными учреждениями при заключении ими контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем размеры выплаты авансовых платежей, установленные в соответствии с бюджетным законодательством РФ для получателя средств федерального бюджета. Таким образом, в 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения при установлении авансовых платежей обязаны руководствоваться нормами Постановления N 1456.
Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития, высказанному в Письме от 05.07.2016 N Д28и-1765, требования п. 36.1 Постановления N 1456 касаются закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, федеральные бюджетные и автономные учреждения при осуществлении закупок, осуществляемых за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, вправе самостоятельно определять размер авансового платежа.
1 сентября 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"