Надо ли работодателю издавать отдельный приказ об отмене старой должностной инструкции одновременно с утверждением новой должностной инструкции?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Чтобы должностная инструкция, не имеющая определенного срока действия, перестала существовать как локальный нормативный акт, ее нужно отменить любым способом, не обязательно с помощью отдельного приказа. Однако возникновение у конкретного работника обязанности исполнять новую должностную инструкцию от факта отмены старой не зависит.
Обоснование вывода:
Должностная инструкция может существовать в качестве приложения к трудовому договору, заключенному с конкретным работником, а может быть утверждена работодателем единолично как локальный нормативный акт. Из вопроса следует, что в данном случае выбран второй вариант.
Согласно части восьмой ст. 12 ТК РФ локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:
истечением срока действия;
отменой (признанием утратившими силу) другим локальным нормативным актом;
вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, коллективного договора, соглашения, которым установлен более высокий уровень гарантий работникам.
Соответственно, если старая должностная инструкция вводилась на определенный срок и он истек, ее действие прекратилось автоматически. Издавать приказ с указанием на то обстоятельство, что она утратила силу, не требуется.
В случае же, когда планируется заменить новой должностную инструкцию без конкретного срока действия либо с еще не истекшим сроком, потребуется локальный акт с положением о ее отмене. Однако оформлять отмену старой должностной инструкции отдельным приказом необязательно. Работодатель вправе сделать это любым удобным ему способом, поскольку законодательством техника локального нормотворчества не регламентирована. Например, можно одним приказом утвердить новую должностную инструкцию и признать утратившей силу старую. Также можно непосредственно в тексте новой должностной инструкции обозначить, что она вводится на замену предыдущей.
В судебной практике представлена позиция, согласно которой сам факт утверждения новой должностной инструкции отменяет действие прежней инструкции по этой должности, даже если работодатель никоим образом это специально не обозначил, а работник должен руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей новой инструкцией с момента ознакомления с ней (определение Верховного суда Удмуртской Республики от 30.08.2011 N 33-3031, решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 24.11.2015 N 2-4912/2015, оставленное без изменения определением Хабаровского краевого суда от 12.02.2016 N 33-1159/2016).
Позволим себе высказать несколько иной подход, приводящий, впрочем, к такому же выводу о том, какой должностной инструкцией следует руководствоваться конкретному работнику. Работодатель вправе разработать и утвердить с целью параллельного существования несколько отличающихся по содержанию должностных инструкций по одной должности, а на каждого работника, занимающего такую должность, распространить действие только одной, ознакомив с ее текстом. Правомерность такой ситуации подтверждает судебная практика (определение Свердловского областного суда от 14.10.2015 N 33-14874/2015, определение Липецкого областного суда от 09.02.2015 N 33-274/2015, определение Алтайского краевого суда от 26.03.2014 N 33-2530-14, определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28.11.2013 N 33-14505/13). Тем самым утверждение еще одной инструкции по должности необязательно направлено на замену предыдущей, а потому новая инструкция не может восприниматься как локальный нормативный акт, безусловно отменяющий действие старой. Если работодатель прямо не предусмотрел иное, обе должностные инструкции будут действующими локальными нормативными актами. Однако это не значит, что конкретный работник должен выполнять сразу все утвержденные и неотменные должностные инструкции, с которыми когда-либо был ознакомлен, либо вправе выбирать, какую из них ему выполнять. Полагаем, что юридически значимое (под роспись) ознакомление работника с новой должностной инструкцией по занимаемой должности в любом случае следует трактовать как указание работодателя впредь руководствоваться в своей работе именно этим локальным нормативным актом независимо от того, отменена старая должностная инструкция или нет.
Важно добавить, что работник обязан подчиниться такому указанию лишь в той части, в какой новая должностная инструкция не затрагивает условий, являющихся предметом соглашения сторон. Положения новой инструкции, меняющие условия заключенного с работником трудового договора, становятся для него обязательными только с его согласия. После замены должностной инструкции в рамках одной из процедур по изменению определенных сторонами условий трудового договора (ст. 72 или ст. 74 ТК РФ) старая инструкция опять же перестает распространяться на работника, даже если остается действующим локальным нормативным актом. Если же работник не согласен с изменениями, он продолжает исполнять свои трудовые обязанности по старой должностной инструкции (определение Липецкого областного суда от 11.03.2013 N 33-607/2013). Издание работодателем приказа о ее отмене не влечет в этом случае правовых последствий (определение Приморского краевого суда от 26.03.2014 N 33-2307, определение Курганского областного суда от 10.10.2013 N 33-3010/2013).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна
8 сентября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.