В сентябре 2015 года в нашей организации проводилась оценка условий труда, по итогам которой изменили класс вредности с 3.2 на 3.1. Машины (электровозы), на которых мы работаем, 70-х годов выпуска и никакой модернизации или улучшения условий работы не производилось, даже наоборот весь парк становится только хуже. При оценке условий труда присутствовал только инженер по охране труда (т.е. комиссия как таковая существует только на бумаге), электровоз в рабочее состояние не приводился и все замеры производились в режиме холостого хода при отстое электровоза. По сути оценка условий труда является фиктивной. Можно ли это как то доказать? Можно ли провести проверку организации каким-то образом? Когда вступают в силу изменения условий труда после их оценки? В это же время в аналогичных организациях остается прежний класс вредности 3.2. И несмотря на то, что оценка условий труда производилась еще в прошлом году, титульные листы аттестационных карт выложили на ознакомление только вчера 04.08.2016 г. И никаких извещений об изменении условий со стороны работодателя не было.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями законодательства.
При несогласии с результатами СОУТ, при невыполнении работодателем своих обязательств в связи с СОУТ, Вы вправе обратиться с жалобой в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда или в суд.
Работодатель обязан ознакомить работника с результатами СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с положениями Закона N 426-ФЗ для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия в составе представителей работодателя, в том числе специалиста по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Работы по СОУТ проводится специализированной организацией, с которой работодатель обязан заключить соответствующий договор. Представители этой организации в состав комиссии не включаются. По результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, которые оформляются протоколами, экспертом организации, проводящей СОУТ, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Ст. 4 Закона N 426-ФЗ определяет, что работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Ст. 17 Закона N 426-ФЗ определяет, что одним из оснований проведения внеплановой СОУТ является получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона N 426-ФЗ в ходе проведения проверки федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 5 Закона N 426-ФЗ работник при проведении СОУТ на своем рабочем месте вправе присутствовать при проведении СОУТ, обращаться к работодателю и организации (ее эксперту), проводящей СОУТ, за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ; обжаловать результаты СОУТ.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета. При несогласии работника с результатами СОУТ, при невыполнении работодателем своих обязательств в связи с СОУТ работник вправе обратиться с жалобой в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда или в суд.
На основании ст. 24. Закона N 426-ФЗ может быть проведена экспертиза качества специальной оценки условий труда, которая осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда. Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда осуществляется на платной основе за счет средств заявителя.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.