Гражданину 1959 года рождения с 2011 года назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД. В 2014 году ему назначена трудовая пенсия по старости, основанием для назначения которой явился трудовой стаж (чуть более 18 лет), полученный до поступления на службу в органы МВД, и, соответственно, достижение возраста 55 лет. Поскольку при назначении военным пенсионерам пенсии по старости фиксированная выплата не учитывается, а баллов, по всей вероятности, для гражданина 1959 года рождения не начислялось в период работы с 1977 года по 1996 год, то как рассчитать размер пенсии по старости (рассчитанная ПФР пенсия ниже прожиточного минимума - на момент назначения в 2014 году составляла 3100 руб., в связи с чем вызывает сомнение правильность ее расчета)? Если при расчете пенсии по старости в трудовой стаж ПФР не была включена учеба в учебном заведении, должны ли быть годы учебы включены в трудовой стаж для расчета пенсии по старости?
Лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), в соответствии со ст. 7 Закона N 4468-1 при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Таким образом, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости сотрудникам МВД, получающим пенсию по выслуге лет, не назначается и не выплачивается.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Порядок определения размера страховой пенсии по старости установлен ст. 15 Закона N 400-ФЗ.
Отметим, что на момент назначения пенсии (2014 г.), указанный в вопросе, действовал Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Таким образом, на момент назначения пенсии учеба в техникуме включалась в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления расчетного пенсионного капитала*(1).
Однако в силу ч. 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1.
Так, согласно п. 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
На основании изложенного полагаем, что если период обучения в техникуме засчитан в выслугу лет, то решение территориального органа ПФР об отказе во включении этого периода в трудовой стаж является правомерным.
Отметим, что приведенная выше позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов. Также рекомендуем Вам по вопросу правильности начисления трудовой пенсии по старости обратиться в Отделение ПФР по Астраханской области (414040, г. Астрахань, ул. Победы/пл. К. Маркса д. 53, кор. 1/9).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
15 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона N 173-ФЗ, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.