Какими полномочиями должна быть наделена комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов?
Л. Магурина,
эксперт журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2016 г., с. 57-59.
Основные принципы организации бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора экономики (в том числе в бюджетных учреждениях) описаны в Инструкции N 157н*(1). В целях организации работы по принятию к бухгалтерскому учету и выбытию материальных ценностей в учреждении на постоянной основе приказом (распоряжением) руководителя создается комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
На основании решений комиссии осуществляются:
принятие к учету, перемещение и выбытие объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (полезного использования);
определение текущей оценочной стоимости безвозмездно полученного имущества;
определение срока полезного использования имущества в целях начисления амортизации в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя;
изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации;
списание с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов;
списание с забалансового учета задолженности, признанной безнадежной к взысканию (в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ).
Перечень полномочий комиссии, создаваемой в учреждении, определяется руководителем этого учреждения (Письмо Минфина РФ от 30.06.2016 N 02-07-05/38450). Обычно в учреждении разрабатывается Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов, которое утверждается приказом руководителя учреждения. В положении устанавливаются:
общие правила работы комиссии;
основные задачи и полномочия комиссии;
порядок принятия решений комиссии по поступлению основных средств и нематериальных активов;
порядок принятия решения комиссией о списании (выбытии основных средств и нематериальных активов;
реализация мероприятий по списанию (утилизации, ликвидации, реализации) объектов, числящихся на балансе учреждения.
Так, в разд. "Полномочия комиссии" или "Основные задачи и полномочия комиссии" Положения о комиссии по поступлению и выбытию активов может быть прописано:
К полномочиям Комиссии относится принятие решения по следующим вопросам:
1) о сроке полезного использования поступающих основных средств и нематериальных активов;
2) об отнесении основных средств к группе их аналитического учета и к кодам основных средств и нематериальных активов по ОКОФ;
3) об определении первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов, полученных безвозмездно от юридических и физических лиц;
4) о принятии к учету поступивших основных средств, нематериальных активов с оформлением соответствующих первичных учетных документов, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 (трех тысяч) руб. включительно, учитываемых на забалансовых счетах;
5) об изменении стоимости основных средств и срока их полезного использования в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации;
6) о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств и нематериальных активов, возможности и эффективности их восстановления;
7) о списании (выбытии) основных средств, нематериальных активов в установленном порядке, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете;
8) о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от выбывающих основных средств и об определении их первоначальной стоимости;
9) о списании (выбытии) материальных запасов, за исключением выбытия в результате их потребления на нужды учреждения, с оформлением соответствующих первичных учетных документов;
10) о поступлении и выбытии библиотечного фонда;
11) о поступлении и выбытии периодических изданий;
12) об изъятии и передаче материально ответственному лицу из списываемых основных средств пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов, и постановке их на учет;
13) о получении от специализированной организации по утилизации имущества акта приема-сдачи имущества, подлежащего уничтожению, акта об оказанных услугах по уничтожению имущества, акта об уничтожении;
14) о рассмотрении поступивших обращений от материально ответственных лиц по вопросам о списании имущества, числящегося на балансе учреждения;
15) о взаимодействии с бухгалтерией учреждения по вопросам оформления выбытия объектов имущества.
Комиссия осуществляет контроль:
1) изъятия из списываемых объектов пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов;
2) передачи материально ответственному лицу узлов и деталей, конструкций и материалов, пригодных к дальнейшему использованию, и постановки их на бухгалтерский учет по оценочной стоимости, которая может быть получена в результате продажи имущества на дату принятия к бухгалтерскому учету;
3) получения от специализированной организации по утилизации имущества акта приема-сдачи имущества, подлежащего уничтожению, акта об оказанных услугах по уничтожению имущества, акта об уничтожении;
4) иных вопросов, связанных с эффективным использованием и списанием имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.
1 сентября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"