Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1042387-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 3 плана мероприятий ("дорожной карты") "Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 1293-р).
Законопроект направлен на совершенствование страхового законодательства в области защиты имущественных интересов пассажиров, жизни, здоровью, имуществу которых при перевозке может быть причинен вред с учетом практики реализации Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также международных конвенций и договоров.
Законопроектом предусматривается изменение основных понятий, используемых в Федеральном законе N 67-ФЗ, в частности, уточняется понятие перевозчика во избежание неоднозначности определения лица, у которого возникает обязанность заключить договор обязательного страхования, с учетом положений международных конвенций, в том числе Монреальской конвенции, конкретизируется перечень имущества пассажира, в случае причинения вреда которому во время перевозки выплачивается страховое возмещение, определение страховщика уточняется в части обязанности его участия в перестраховочном пуле, а также уточняется понятие внеуличного транспорта с целью гармонизации положений Федерального закона N 67-ФЗ с проектом федерального закона "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исключения двойного страхования ответственности владельцев отдельных видов внеуличного транспорта.
Деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозки подвесной канатной дорогой транспортной и фуникулером транспортным, регулируется законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, при этом их ответственность должна быть застрахована в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Следовательно, во избежание дополнительной финансовой нагрузки на таких лиц законопроектом исключается обязанность юридических лиц, осуществляющих перевозки подвесной канатной дорогой транспортной и фуникулером транспортным, по заключению договора обязательного страхования в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ.
Необходимо отметить, что перевозка детей, следующих вместе с пассажиром, осуществляемая на основании уставов и кодексов, не гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью детей при наступлении страхового случая, перевозимых без сопровождения их взрослыми, в связи с чем законопроектом уточняется понятие "пассажир".
С целью повышения осведомленности пассажиров (потерпевших и выгодоприобретателей) об их правах, вытекающих из договора обязательного страхования, законопроектом предусматривается обязанность страхователя и юридического лица, осуществляющего перевозки метрополитеном, предоставлять в свободном доступе информацию о страховщике и условиях договора страхования, а также разъяснять порядок действий при наступлении страхового случая и урегулировании претензий потерпевших, выгодоприобретателей о возмещении причиненного вреда. Обязанность перевозчика по информированию выгодоприобретателей возникает в случае, если у перевозчика имеется достаточно данных о пассажирах, при этом он вправе самостоятельно определять способ предоставления такой информации, в частности, посредством размещения на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где выгодоприобретатели смогут получить необходимую информацию.
Увеличение объема международных перевозок, высокий уровень развития форм кооперации в коммерческой деятельности, в частности при осуществлении воздушных перевозок (кодшеринговые (совместные перевозки) и прорейтовые (единая перевозка) соглашения, участие в альянсах, использование финансовой аренды (лизинга) судов), а также необходимость соответствия деятельности перевозчиков международным нормативным правовым актам и требованиям международных организаций (Чикагская, Токийская, Монреальская, Варшавская конвенции и иные) предполагают специальный режим для страхования ответственности перевозчиков. В целях исключения случаев двойного страхования при наличии у перевозчика договора добровольного страхования, заключенного на условиях и с лимитами (страховыми суммами), не уступающими требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, во исполнение требований международных договоров Российской Федерации, национальных требований иных государств или их союзов законопроектом признается исполненной обязанность перевозчика по заключению договора обязательного страхования.
Законопроектом определяются особенности расторжения, изменения или прекращения договора обязательного страхования, случаи возврата страхователю части уплаченной страховщику страховой премии в связи с расторжением договора обязательного страхования.
Порядок расторжения договора обязательного страхования, предусмотренный законопроектом, устанавливает баланс интересов страхователя, страховщика, а также потерпевших.
В частности, законопроектом предусмотрено, что при неуплате страхователем очередного страхового взноса страховщик вправе отказаться от договора обязательного страхования по истечении 30 рабочих дней со дня, установленного договором обязательного страхования для уплаты очередного страхового взноса, после уведомления страхователя страховщиком о расторжении такого договора в письменной форме, при этом предусмотренный законопроектом подход предоставляет страхователю возможность уплаты просроченного страхового взноса или своевременного заключения договора обязательного страхования с новым страховщиком.
Перевозчик, как правило, не имеет возможности предотвратить диверсии и террористические акты, в связи с этим законопроектом к основаниям освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая отнесены диверсии и террористические акты. При этом по согласованию страхователя и страховщика учитывается ряд международных оговорок и принцип страхования - гарантированности выплаты компенсации пассажирам, в связи с чем законопроектом предусматривается возможность включения указанных рисков в договор обязательного страхования.
Уточняются положения о проводимом Банком России ежегодном мониторинге предельных значений страховых тарифов. В частности, для систематизации и определения общих подходов к проведению указанного мониторинга предлагается дополнить законопроект нормой, предусматривающей разработку Банком России методических рекомендаций по проведению мониторинга страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков.
Законопроектом синхронизируются положения в отношении применения неустойки (пени) или финансовой санкции при нарушении страховщиком, юридическим лицом, осуществляющим перевозки метрополитеном, срока осуществления страховой выплаты потерпевшему или направления ему мотивированного отказа в такой выплате, с аналогичными нормами, введенными в других федеральных законах о конкретных видах обязательного страхования (Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте").
Отдельные положения действующей редакции части 1 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ не учитывают особенности осуществления перевозок на различных видах транспорта. Например, не на всех видах транспорта у сотрудников полиции имеется возможность предъявлять требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Таким образом, в целях развития экономических механизмов повышения безопасности перевозок законопроектом уточнены основания для регрессных требований страховщика к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред, которые соответствуют нормам законодательства о перевозках, предусматривающим требования безопасности при выходе в рейс, безопасности дорожного движения и иные требования.
Законопроект наделяет профессиональное объединение страховщиков полномочиями по компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля страховщику для повышения заинтересованности принимающего страховой портфель страховщика в принятии такого портфеля, а также расширяет перечень вопросов, по которым профессиональное объединение страховщиков издает правила профессиональной деятельности, в том числе в части установления особенностей условий передачи страхового портфеля и условий информационного взаимодействия профессионального объединения страховщиков со страховщиками - его членами, для передачи информации о договорах обязательного страхования в орган транспортного контроля и надзора.
Также законопроектом предусматривается обязанность профессионального объединения страховщиков осуществлять предварительную компенсационную выплату в размере ста тысяч рублей в случае, если предварительная выплата не может быть осуществлена страховщиком вследствие введения в отношении него в соответствии с законодательством Российской Федерации процедур, применяемых в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования.
Законопроектом предусматривается уточнение иных положений Федерального закона N 67-ФЗ с учетом правоприменительной практики.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - законопроект) потребует признания утратившими силу и изменения следующих актов Правительства Российской Федерации и Минфина России в связи с необходимостью издания Банком России нормативных актов по регулированию данных вопросов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1378 "Об утверждении Правил оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров".
Данный акт Правительства Российской Федерации подлежит признанию утратившим силу в связи с тем, что согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) исчерпывающий перечень и порядок оформления документов, необходимых для осуществления страховой выплаты выгодоприобретателю, определяются Банком России, а действующий акт требует переиздания, так как в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее - Федеральный закон N 251-ФЗ) с 1 сентября 2013 г. полномочия по регулированию обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков закреплены за Банком России.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Банк России.
Срок разработки - шесть месяцев после принятия федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1344 "Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров".
Данный акт Правительства Российской Федерации подлежит признанию утратившим силу в связи с тем, что согласно части 3 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ Банк России вправе установить предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Банк России.
Срок разработки - шесть месяцев после принятия федерального закона.
При этом до признания утратившими силу указанных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации необходимо издание соответствующих нормативных актов Банка России во избежание возникновения правовых пробелов.
3. Приказ Минфина России от 25 июля 2013 г. N 71н "Об утверждении требований к размеру компенсационного фонда профессионального объединения страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и порядка его формирования и использования".
Данный акт Министерства финансов Российской Федерации подлежит признанию утратившим силу в связи с тем, что согласно части 2 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ требования к размеру компенсационного фонда, порядок формирования компенсационного фонда и его использования устанавливаются Банком России, а действующий акт требует переиздания, так как в соответствии с Федеральным законом N 251-ФЗ с 1 сентября 2013 г. полномочия по регулированию обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков закреплены за Банком России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.