Досье на проект федерального закона
В 2014 году Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию озвучил необходимость проведения полной налоговой амнистии капиталов. Далее, в 2015 году Президент РФ в Послании Федеральному Собранию повторил предложение предыдущего года и рекомендовал продлить срок амнистии еще на полгода - до конца июня 2016 года.
Так, в июне 2015 году вступил в силу Федеральный закон N 140-ФЗ, предполагающий добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов в банках с целью возвращения денежных средств из-за рубежа, а в декабре 2015 года вступило в силу изменение о продлении амнистии капиталов до 30 июня 2016 года.
Суть декларирования активов и счетов заключается в том, что любое физическое лицо может раскрыть принадлежащее ему имущество (ценные бумаги, доли участия в компаниях, недвижимость, транспорт) и счета в банках за границей. В обмен декларант не привлекается к уголовной или административной ответственности, а также освобождается от уплаты налогов за прошлые периоды. Информация, предоставленная декларантом в специальной декларации, признается налоговой тайной.
Однако за прошедшее время в Россию вернулась лишь малая часть вывезенных капиталов. Предполагается, что это связано с сохранением возможности проведения проверки возвращенных денег. В свою очередь такая возможность фактически способствует нивелированию идеи по возвращению денег, так как граждане боятся переводить деньги в Россию.
Отсюда следует, что необходимо гарантировать полную государственную тайну счетов (вкладов), информация о которых содержится в декларации. Для этого законопроектом устанавливается, что банки с преобладающей долей (вкладом) государства в уставном капитале, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну о совершении валютных операций и (или) открытии и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.
Иные государственные или негосударственные органы и организации не смогут получать доступ к этим сведениям.
Таким образом, декларант будет в полной уверенности, что никто не сможет узнать сведения о возвращенных счетах (вкладах).
Возврат денежных средств в Россию затрудняется тем, что согласно требованиям о репатриации гарантии о непривлечении к юридической ответственности распространяются на декларантов вне зависимости от факта возврата имущества только если имущество не находится в государстве, включенном в список ФАТФ, или не находится в государстве, которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.
Описанное выше требование, даже при условии подачи декларации, существенно снижает возможность принятия декларантом решения именно о переводе имущества в Россию. Поэтому законопроектом предусматривается, что гарантии о непривлечении к ответственности не зависят от фактического возврата задекларированного имущества на территорию России.
Также на основании изложенного законопроектом предлагается продлить амнистию капиталов еще на год - до 30 июня 2017 года с тем, чтобы те лица, которые не успели воспользоваться амнистией капиталов, смогли это сделать.
Принятие настоящего Федерального закона усовершенствует порядок декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, предоставив декларантам дополнительные гарантии при сообщении сведений об имуществе и счетах, что будет способствовать реальному возврату капиталов в Россию.
Учитывая, что объем денежных средств, вывезенных за границу, сопоставим с несколькими бюджетами Российской Федерации, то возвращение хотя бы части этих денежных средств позволит покрыть дефицит иностранных инвестиций в российской экономике.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части предоставления дополнительных гарантий при декларировании активов и счетов (вкладов)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части предоставления дополнительных гарантий при декларировании активов и счетов (вкладов)" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части предоставления дополнительных гарантий при декларировании активов и счетов (вкладов)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части предоставления дополнительных гарантий при декларировании активов и счетов (вкладов)" не потребует принятия, внесения изменений, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.