Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1059340-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проблема алкоголизма в России, на сегодняшний день, одна из самых актуальных.
Скорость распространения алкоголизма имеет устойчивую тенденцию к росту, угрожая ухудшением здоровья как отдельного человека, так и всей нации в целом. Наиболее опасным фактом является распространение алкоголизма в среде несовершеннолетних.
Одним из факторов, способствующим распространению такого недуга, является продажа алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Вместе с тем согласно имеющимся статистическим данным сотрудниками органов внутренних дел за 2013 год пресечено административных правонарушений по части 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ (розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния): в Москве - 1222 правонарушения (составлено всего 1222 протокола об административных правонарушениях), в Московской области - 1451 (составлено 1449 протоколов), в Красноярском крае - 318 (составлено 317 протоколов), за 2014 год: в Москве - 1683 (составлено протоколов 1683), в Московской области - 1542 (составлено протоколов 1541), в Красноярском крае - 430 (составлено 430 протоколов), за 2015 год : в Москве - 2624 (составлено 2567 протоколов), в Московской области - 1668 (составлено протоколов 1668), в Красноярском крае - 436 (составлено протоколов 435).
Кроме того по имеющимся данным, за январь 2016 года правоохранительными органами г. Красноярска проведено более 20 проверок торговых объектов, реализующих алкогольную продукцию, составлено 3 административных протокола за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. В одном из районов г. Красноярска в павильоне зафиксировано сразу два правонарушения: продажа алкогольной продукции несовершеннолетним и торговля алкогольной продукцией в нестационарном объекте.
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя, в том числе, разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.
Также из представленной статистики следует, что существующая административная ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним недостаточно эффективна.
Проектом федерального закона предлагается исключить из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях часть 2.1 статьи 14.16, предусматривающую ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
Деяния по розничной продаже алкоголя несовершеннолетним предлагается квалифицировать только в рамках уголовного законодательства Российской Федерации. Текст соответствующего проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" вносится на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации отдельным проектом федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.