Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1062760-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 37 плана мероприятий "дорожной карты" по созданию Международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. N 1012-р.
Законопроект направлен на совершенствование институтов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в деятельности хозяйственных обществ.
I. В части совершенствования режима крупных сделок предполагаются следующие основные изменения.
1. Уточняются критерии, по которым сделка может быть отнесена к числу крупных.
Также уточняется круг сделок, подпадающих под нормы о крупных сделках. В частности, законопроект закрепляет уже сложившуюся судебную практику и распространяет правила о согласии на совершение крупных сделок на договоры аренды и договоры о предоставлении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, так как их совершение может существенно повлиять на деятельность общества (например, передача в аренду недвижимости, которая составляет единственный ликвидный актив общества).
2. В то же время для уменьшения издержек предпринимателей законопроект системно сужает круг сделок, требующих одобрения по правилам о крупных сделках. Среди добавляемых по сравнению с действующим законодательством Российской Федерации исключений из режима крупных сделок следует отметить следующие:
отношения, возникающие при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении (распространение режима крупных сделок на данные отношения является излишним, поскольку права акционеров (участников) в достаточной мере защищены нормами закона о порядке проведения реорганизации);
сделки по приобретению акций акционерного общества, совершение которых обязательно для общества в соответствии с главой XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" (законопроект предлагает исходить из того, что согласия не требуется в случае, если такое согласие было получено на покупку того пакета акций, приобретение которого и привело к возникновению обязанности произвести выкуп оставшихся акций);
сделки, связанные с размещением, в том числе совершаемым при размещении посредством подписки, акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества, а также сделки, совершаемые с участием общества при публичном предложении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества, в процессе их обращения;
сделки, заключенные на тех же условиях, что и предварительный договор, если на заключение такого договора было получено согласие в надлежащем порядке.
3. Законопроект предлагает исключить возможность распространения уставом общества режима крупных сделок на иные сделки. В то же время законопроект вводит новую норму, в соответствии с которой уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия общего собрания участников (акционеров) или совета директоров (наблюдательного совета) на совершение каких-либо сделок, перечисленных в уставе.
В этой части законопроект приводит закон в соответствие с текущей судебной практикой, которая также квалифицирует сделки, на которые уставом общества распространен режим крупных сделок, в качестве сделок, оспоримых по пункту 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. В части порядка получения согласия на совершение крупной сделки законопроектом предусматривается возможность:
1) согласия на совершение сделок с указанием минимальных и максимальных параметров условий сделки либо порядка их определения;
2) согласия на совершение ряда однотипных сделок;
3) согласия на альтернативные варианты основных условий сделки;
4) согласия на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.
В решении о согласии на совершение сделки также может быть указан срок его действия. Одновременно решается важная проблема, которая часто возникает на практике: законопроект устанавливает срок действия согласия на совершение сделки на случай, если орган, принимавший решение, ничего не указал на этот счет.
В настоящее время из-за существующей неопределенности относительно срока действия согласия стороны сделки вынуждены проводить повторное одобрение, а недобросовестные участники гражданского оборота, напротив, могут воспользоваться этим, чтобы совершить сделку спустя продолжительное время после одобрения сделки, когда обстоятельства изменились настолько, что если бы сделка обсуждалась в этот момент, она не была бы одобрена.
Соответствующие новеллы подготовлены с учетом сложившейся судебной и деловой практики и направлены на предоставление возможности наиболее удобным образом согласовывать крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
5. Законопроект предполагает значительную корректировку действующих правил о признании крупной сделки недействительной.
Так, условия признания крупной сделки недействительной приводятся в соответствие с пунктом 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1) сделка должна быть совершена в отсутствие надлежащего согласия на ее совершение;
2) должно быть доказано, что контрагент знал или заведомо должен был знать о том, что она совершена в отсутствие согласия на ее совершение.
6. Одной из особенностей текущего регулирования порядка оспаривания крупных сделок является то, что правом на оспаривание сделки обладает любой акционер (участник). В абсолютном большинстве случаев рассмотрение таких исков заканчивается отказом в удовлетворении требований о признании сделки недействительной. Между тем это повышает издержки ведения деятельности хозяйственного общества в отсутствие очевидной выгоды от ничем не ограниченного права на оспаривание.
В этой ситуации разумным выходом является введение порога в виде минимального количества акций (размера долей в уставном капитале), которое необходимо для предъявления требования об оспаривании сделки. Введение такого дополнительного фильтра позволит отсечь недобросовестных акционеров (участников).
Миноритарные акционеры (участники), не обладающие установленным законом количеством акций (долей), могут объединиться с другими акционерами (участниками) для того, чтобы собрать необходимый минимум.
II. В части совершенствования режима сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (далее - сделки с заинтересованностью), законопроектом предлагаются следующие ключевые изменения.
1. Законопроект вносит корректировку в критерии квалификации сделки в качестве сделки с заинтересованностью.
Так, одно из самых главных изменений заключается в том, что для целей определения круга лиц, сделка с которыми считается сделкой с заинтересованностью, больше не используется понятие "аффилированных лиц", содержание которого является предметом постоянных споров, а кроме того, его использование приводило к необоснованному расширению круга сделок, формально подпадающих под необходимость согласования, но не представляющих опасности с точки зрения конфликта интересов.
Вместо этого в законопроекте предлагается использовать понятия "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо (подконтрольная организация)", определенные в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Указанное изменение облегчит определение круга сделок, подпадающих под режим сделок с заинтересованностью, но, самое главное, что основания отнесения сделок к сделкам с заинтересованностью будут более обоснованными, которые обобщенно можно сформулировать следующим образом: в качестве стороны, выгодоприобретателя, посредника или представителя в сделке выступает лицо, входящее в состав органов общества (единоличный исполнительный орган, члены коллегиальных органов), участник (акционер), который самостоятельно или совместно с родственниками является контролирующим лицом общества, либо родственники указанных лиц или подконтрольные им организации.
По сравнению с действующим регулированием, когда даже опосредованная связь с контрагентом (например, через аффилированных лиц, входящих в состав совета директоров контрагента) могла привести к тому, что сделка признавалась сделкой с заинтересованностью, предлагаемое в законопроекте решение позволит значительно облегчить регулятивное бремя, возлагаемое на бизнес.
2. Законопроект предполагает отказ от обязательного предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью. Такое согласие необходимо будет получать только по предложению единоличного исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) либо члена ревизионной комиссии.
Вместо этого законопроект переносит акцент на информирование участников (акционеров) о сделках с заинтересованностью.
Таким образом, регулирование сделок с заинтересованностью в редакции, предлагаемой законопроектом, с одной стороны, освобождается от избыточного предварительного одобрения значительного количества сделок, а с другой - сохраняет уровень гарантий прав и законных интересов участников (акционеров), которые, будучи проинформированными о соответствующей сделке, вправе обратиться с требованием о ее оспаривании, если посчитают, что она совершена в ущерб интересам общества.
3. Законопроект определяет круг сделок, не требующих согласия на их совершение по правилам о сделках с заинтересованностью, который в целом совпадает с аналогичными исключениями из режима совершения крупных сделок. Вместе с тем предусматривается ряд дополнительных исключений:
сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества (законопроектом предлагается указать, что такие сделки не подлежат одобрению только при условии, что общество неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершало аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности);
сделки по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций;
сделки, заключаемые на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия таких торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
сделки, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого определима и составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, то есть сделки, в которых формально присутствует заинтересованность, но в силу незначительной для общества стоимости имущества, являющегося их предметом, отсутствует риск причинения реального ущерба интересам как самого общества, так и его участников (акционеров) в результате совершения такой сделки.
4. В части порядка получения согласия на совершение сделки с заинтересованностью в целях юридической экономии предлагается распространить на порядок получения согласия на совершение сделок с заинтересованностью аналогичные нормы о крупных сделках с единственным уточнением о том, что в решении о согласии на совершение сделки должны быть указаны лица, которые будут являться стороной или выгодоприобретателем в сделке. По очевидным причинам такая информация важна именно при получении согласия на совершение сделок с заинтересованностью.
5. Законопроект предполагает существенную корректировку правил об оспаривании сделок с заинтересованностью.
Главной и наиболее концептуальной новеллой законопроекта является то, что отсутствие согласия на сделку с заинтересованностью само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной. В законопроекте подчеркивается, что сделка может быть признана недействительной, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) об отсутствии согласия на совершение такой сделки.
Также в качестве предварительной стадии перед оспариванием сделки согласно законопроекту участник (акционер) вправе обратиться с требованием к обществу предоставить документы и иные сведения, подтверждающие, что сделка с заинтересованностью, совершенная без соответствующего согласия, не нарушает интересы общества.
Законопроект предлагает исходить из того, что сделка с заинтересованностью презюмируется нарушающей интересы общества, если отсутствовало согласие на ее совершение и при этом общество не предоставило вышеуказанную информацию, а ответчик-контрагент, чтобы опровергнуть это предположение и сохранить сделку в силе должен будет доказать, что она была совершена на таких же условиях, как если бы она была бы совершена с любым третьим лицом, то есть не была направлена на причинение вреда обществу.
Таким образом, отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью не является неустранимым пороком, но должно вынуждать сторону такой сделки, знавшую об отсутствии согласия на ее совершение и тем не менее совершившую сделку, представить в суд доказательства того, что сделка не была направлена на причинение ущерба интересам общества.
Предлагаемое регулирование, с одной стороны, устраняет излишний формализм и чрезмерный акцент на предварительном одобрении сделок с заинтересованностью, а с другой - придает значение отсутствию согласия, предусматривая в качестве негативного последствия для недобросовестного контрагента переложение на него бремени доказывания того, что сделка отвечала интересам общества. Действующее же регулирование требует обязательного предварительного одобрения сделок с заинтересованностью, но при этом возлагает на истца обязанность доказывания того, что сделка нарушает интересы общества.
6. Законопроект предлагает ввести минимальный порог обладания акциями (долями) для подачи акционером (участником) иска о признании сделки с заинтересованностью недействительной по аналогии с тем, как предлагается это сделать в нормах о крупных сделках.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)"
Введение в действие указанного Федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)" не потребует принятия, изменения, дополнения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.