Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование законодательного регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах Российской Федерации.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена участившимися обращениями граждан с жалобами в отношении судоводителей маломерных судов, в том числе гидроциклов.
Основной причиной обращений является грубое нарушение судоводителями Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 29 июня 2005 г. N 502, пренебрежение ими безопасностью окружающих и создание аварийно опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.
Самыми распространенными нарушениями при пользовании маломерными судами являются: управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, нарушение правил эксплуатации судов, нарушение правил плавания и правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, а также управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения.
По данным МЧС России за 2015 год зафиксировано 36 аварийных происшествий с маломерными судами, количество аварийных происшествий увеличилось по сравнению с 2014 годом на 20 процентов (2014 год - 29 происшествий), в результате которых погибли 32 человека (2014 год - 17 человек), получили травмы 19 человек (2014 год - 11 человек).
Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, 11 судов затонули, 18 судов получили повреждения, на 8 судах отсутствовали спасательные средства, 6 происшествий совершены лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших происшествия с маломерными судами, отсутствовало удостоверение на право управления маломерным судном.
Основной причиной аварийных случаев в 2015 году явилось неумелое маневрирование (11 случаев), отсутствие наблюдения за окружающей обстановкой (7 случаев), нарушение правил пользования маломерным судном (9 случаев).
Всего в субъектах Российской Федерации за 2015 год зарегистрировано 5076 происшествий на водных объектах, при этом погибло 4634 человека, из которых 306 детей.
Основными причинами происшествий с маломерными судами являются: нарушение правил плавания, превышение скоростных режимов и неумелое маневрирование судоводителей, в результате которых происходили столкновения судов (15 случаев), затопления судов (6 случаев) и опрокидывания судов (3 случая).
Четверть всех аварий произошла на судовом ходу, куда маломерным судам согласно пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации заходить разрешается в исключительных случаях. При этом маломерное судно не должно затруднять движение судов и заблаговременно уходить с их пути.
Так, к примеру, только в Астраханской области в районе дельты реки Волги начиная с 2006 года по 2014 год включительно произошла 41 авария маломерных судов, в результате 32 человека погибли, 25 человек получили увечья, 6 судов затонули, 16 судов повреждены. Из 41 аварии 30 аварий произошли в результате столкновений, опрокидываний и ударов о подводные препятствия. Причиной всех аварий явилось несоблюдение скоростного режима.
Ежегодно во многих субъектах Российской Федерации по причине нарушения Правил пользования маломерными судами в местах неорганизованного отдыха на водных объектах граждане получают травмы и повреждения различной степени тяжести.
Уголовным кодексом Российской Федерации установлены специальные нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть (статья 263), за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть (статья 264).
В отсутствии специальной нормы лицо, управляющее маломерным судном не в силу выполняемой им работы или занимаемой должности, нарушившее Правила пользования маломерными судами, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть, несет ответственность по общим нормам Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно информации Верховного Суда Российской Федерации в период с 2013 по 2015 год за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 109 Уголовного кодекса Российской Федерации, вследствие причинения судоводителем, управляющим маломерным судном по неосторожности смерти человеку вынесено 11 приговоров. За причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшего судоводителем, управляющим маломерным судном, приговоров не выносилось (статья 118 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В то же время следует отметить, что по данным МЧС России в период с 2013 по 2015 год по вине лиц, управляющих маломерным судами, используемыми в некоммерческих целях, погибли 58 человек, в том числе в 2015 году - 24 человека, и 34 человека получили увечья, в том числе в 2015 году - 14 человек.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и установить специальную норму за нарушение судоводителем, управляющим маломерным судном не в силу выполняемой им работы или занимаемой должности, Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшего.
Статьей 2 законопроекта предлагается также внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие подсудность уголовных дел о преступлениях, ответственность за которые предусматривается дополняемой законопроектом статьей 264.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, мировым судьям и наделяющие следователей органов внутренних дел Российской Федерации полномочиями по осуществлению предварительного следствия по таким уголовным делам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.