Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1071537-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта"
Досье на проект федерального закона
Законопроект, разработанный во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N Пр-1261 и перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N Пр-2679, предусматривает установление особенностей регулирования общественных отношений, возникающих в процессе деятельности по организации и проведению профессиональных спортивных соревнований, а также участию в них профессиональных спортивных клубов и профессиональных спортсменов.
В целях законодательного закрепления фактически сложившихся в данной сфере терминов и их определений законопроектом предлагается ввести понятия "профессиональная спортивная лига", "профессиональные спортивные соревнования", "профессиональный спортивный клуб", "профессиональный спортсмен", "спортивный агент", "спортивная санкция", а также дать новое определение понятий "профессиональный спорт" и "спортивная дисквалификация спортсмена".
В соответствии с законопроектом к основным субъектам профессионального спорта отнесены общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортсмены, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, спортивные судьи, тренеры, спортивные агенты.
Законопроектом предусматривается, что деятельность субъектов профессионального спорта направлена на развитие как зрелищной, так и экономически самоокупаемой части спорта, а также на обеспечение содействия субъектам спорта высших достижений, в том числе спортивным сборным командам Российской Федерации.
Согласно предлагаемым нормам профессиональные спортивные клубы имеют право участвовать в профессиональных спортивных соревнованиях на условиях, установленных организаторами таких соревнований, объединяться между собой, вступать в качестве членов в общероссийские спортивные федерации.
Профессиональным спортивным клубам и лигам вправе оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при этом орган, принимающий такое решение, обязан определить условия и параметры расходования предоставляемых средств. В случае получения профессиональным спортивным клубом средств от контролируемых государством юридических лиц законопроектом предлагается установить особый порядок их расходования, исключающий направление указанных средств на оплату услуг спортивных агентов, выплату различных компенсаций профессиональным спортсменам и тренерам, а также на какие-либо выплаты, связанные с переходом профессиональных спортсменов в профессиональные спортивные клубы.
Законопроектом предусматривается, что организации спортивной подготовки наделяются возможностью по решению своего учредителя и на определенных организаторами профессиональных спортивных соревнований условиях быть участниками профессиональных спортивных соревнований, а также входить в состав соответствующей профессиональной спортивной лиги.
Также законопроектом предлагается установить в уставах общероссийских спортивных федераций и в уставах профессиональных спортивных лиг обязанность этих организаций по утверждению положений, определяющих условия и порядок перехода (трансфера) спортсменов в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации, а также размер денежных выплат, связанных с таким переходом (трансфером).
Законопроектом предусматриваются особенности создания профессиональных спортивных лиг, их права и обязанности, механизмы взаимодействия с профессиональными спортивными клубами и общероссийскими спортивными федерациями, в том числе при делегировании прав осуществлять проведение чемпионатов, первенств России.
Согласно законопроекту профессиональная спортивная лига может объединять как российские профессиональные спортивные клубы, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. Среди учредителей или в составе органов управления профессиональной спортивной лиги должна быть соответствующая общероссийская спортивная федерация, а также федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта (их представители). Наличие данной нормы позволит обеспечить соблюдение интересов общероссийской спортивной федерации при принятии профессиональной спортивной лигой решений, влияющих на развитие вида спорта и подготовку спортивной сборной команды Российской Федерации по данному виду спорта.
Законопроектом предлагается наделить профессиональную спортивную лигу правом осуществлять проведение чемпионатов, первенств России только с согласия общероссийской спортивной федерации, если иное не предусмотрено нормами соответствующей международной спортивной федерации, чьим членом является данная общероссийская спортивная федерация.
Выражение согласия на проведение профессиональной спортивной лигой общероссийских профессиональных спортивных соревнований осуществляется путем принятия соответствующего решения постоянно действующим коллегиальным органом управления общероссийской спортивной федерации и заключения между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств России. Кроме того, законопроектом предусматривается определение существенных нарушений договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств России.
Особый порядок создания и деятельности предусмотрен для профессиональной спортивной лиги, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. В случае получения ею согласия соответствующей международной спортивной федерации, членом которой является соответствующая общероссийская спортивная федерация, она вправе быть организатором международных профессиональных спортивных соревнований. При этом участие в таких соревнованиях российских спортивных профессиональных клубов может признаваться участием в соответствующих чемпионатах, первенствах России.
Профессиональные спортивные лиги в целях проведения международных профессиональных спортивных соревнований вправе разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, определять порядок аттестации тренеров соответствующих профессиональных спортивных клубов, а также организации системы подготовки спортивных судей, обслуживающих соответствующие соревнования, их аттестации и контроля за их деятельностью, осуществлять подготовку контролеров-распорядителей, аккредитацию спортивных агентов, осуществляющих свою деятельность в соответствующем командном игровом виде спорта.
Помимо наделения профессиональных спортивных лиг правами на них возлагаются следующие обязанности: участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте; принимать меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним; осуществлять содействие общероссийской спортивной федерации в организации спортивных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта; согласовывать с соответствующей общероссийской спортивной федерацией календарный план (календарь) проведения соответствующего профессионального спортивного соревнования с учетом спортивных мероприятий спортивных сборных команд России. Таким образом, проектируемые изменения позволят установить правовые нормы, направленные на регулирование в области профессионального спорта, включая взаимодействие общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в части развития спорта высших достижений.
Для обеспечения финансирования профессиональной спортивной лигой отдельных направлений деятельности общероссийской спортивной федерации на нее возложена обязанность заключать с общероссийской спортивной федерацией соответствующие договоры.
В целях защиты прав и интересов спортсменов и тренеров, предупреждения злоупотреблений и нарушений при их трудоустройстве в профессиональном спорте, а также в целях повышения качества услуг по трудоустройству спортсменов законопроектом вводятся понятие "спортивный агент" и норма об обязательной аккредитации спортивных агентов соответствующей общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой.
Также законопроектом предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования деятельности общероссийских спортивных федераций в части уточнения процедуры избрания руководителя постоянно действующего коллегиального руководящего органа (коллегиального исполнительного органа).
Законопроектом предусматривается введение норм, регулирующих деятельность постоянно действующего арбитражного учреждения, рассматривающего споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений.
Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об арбитраже (третейском разбирательстве) и с особенностями, установленными законопроектом.
Наличие арбитражного соглашения между сторонами или распространение компетенции указанного арбитража на соответствующие споры посредством указания на это в договорах, иных письменных заявлениях является обязательным условием передачи спора на рассмотрение постоянно действующего третейского суда.
Законопроектом предусматривается определить категории споров, рассматриваемые в рамках арбитража в профессиональном спорте и спорте высших достижений, а также регламентируются вопросы обращения в иностранные арбитражные учреждения.
Также законопроектом предлагается установить, что споры между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой по договору о делегировании прав на проведение соответствующих спортивных соревнований (в том числе о его заключении, исполнении, изменении, прекращении, продления срока действия) разрешаются в третейском суде.
Законопроектом предусматривается установление вознаграждения в случае возникновения спора по договору между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой о делегировании прав на проведение соответствующих спортивных соревнований и (или) по договору о целевом финансировании профессиональной спортивной лигой отдельных направлений деятельности общероссийской спортивной федерации в размере не менее ранее установленного в аналогичных договорах.
Кроме того, законопроектом предлагается учитывать мнение общероссийских профессиональных союзов, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, при принятии общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами положений (регламентов), регулирующих деятельность спортсменов и тренеров в профессиональном спорте, а также при формировании списка арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения.
Также положения законопроекта направлены на содействие трудоустройству в профессиональные спортивные клубы спортсменов, не достигших возраста шестнадцати лет, безвозмездно на основании соглашения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на реализацию пункта 9 основного мероприятия 2.2 "Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта" будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Минспорту России федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и не повлечет за собой необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта" потребует:
внесения изменений в приказ Минспорта России от 14 апреля 2014 г. N 234 "Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования" в части дополнения состава субъектов, имеющих право готовить контролеров-распорядителей.
Обоснование необходимости подготовки: часть 7 статьи 1 законопроекта. Срок подготовки - в течение 50 дней с даты принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку проекта приказа, - Минспорт России;
издания приказа Минспорта России "Об утверждении порядка ведения профессиональной спортивной лигой системы учета данных о спортсменах и выдачи документов, удостоверяющих принадлежность спортсменов к профессиональным спортивным клубам".
Обоснование необходимости подготовки: часть 11 статьи 1 законопроекта. Срок подготовки - в течение 50 дней с даты принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку проекта приказа, - Минспорт России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.