Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1071736-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" разработан депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Кожевниковой Марией Александровной в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в ред. Федеральных законов от от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 05.12.2005 N 151-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.03.2006 N 45-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 12.06.2008 N 88-ФЗ, от 27.10.2008 N 178-ФЗ, от 22.12.2008 N 268-ФЗ, от 31.12.2014 N 493-ФЗ) в части ограничения использования некоторых видов растительных масел при производстве пищевой продукции для детей и подростков.
На настоящий момент использование растительных масел и животных жиров при изготовлении пищевой продукции для детского питания регламентируется техническим регламентом TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". В статье 8 этого регламента наряду с гидрогенизированными маслами и жирами не допускается использование для этих целей жиров и масел с высоким содержанием насыщенных жирных кислот. При этом ни один из принятых технических регламентов не детализирует, какие именно растительные масла имеют высокое содержание насыщенных жирных кислот.
Вместе с тем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) неоднократно заявляла об увеличении процента детей с избыточной массой тела, а также страдающих ожирением, среди населения планеты, и в особенности в Европейском регионе. Это, по мнению ВОЗ, связано с избыточным потреблением трансизомеров жирных кислот и насыщенных жиров в питании детей, что впоследствии существенно увеличивает риски возникновения сердечнососудистых заболеваний и смертности от них среди взрослого населения [1]. Вследствие этого ВОЗ рекомендует обратить самое пристальное внимание на ограничение в питании детей продуктов с высоким содержанием трансизомеров жирных кислот и насыщенных жиров.
Для защиты наиболее уязвимой части российского населения, а именно детей и подростков, предлагается внесение изменений в статью 15 "Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов" Федерального закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части допущения использования пальмового и пальмоядрового масел, и их стеариновых фракций, характеризующихся содержанием насыщенных жирных кислот более 50%, при производстве пищевой продукции для детей и подростков только в качестве сырьевых компонентов при производстве заменителей жиров женского молока и заменителей молочного жира. Предлагаемые изменения согласуются с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации [2] и ФГБНУ "НИИ питания" [3].
Таким образом, данный законопроект не содержит требований, противоречащих техническим регламентам ЕАЭС, а определяет порядок реализации положений пункта 8 статьи 8 технического регламента TP ТС 021/2011, что полностью соответствует пункту 2 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). Следовательно, отпадает необходимость оценки социально-экономических последствий принятия законопроекта.
Реализация предлагаемого законопроекта позволит обеспечить безопасность жизни и здоровья детей и подростков, максимально учесть рекомендации в данном вопросе национальных и международных органов здравоохранения.
Вступление в силу рассматриваемого законопроекта не связано с необходимостью изменения производственных процессов и установкой нового технологического оборудования, не повлечет за собой расходов государственного бюджета.
Для возможности адаптации производства к вносимым изменениям, законопроект вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, в течение которых допускается реализация пищевой продукции для детей и подростков, выпущенной в обращение в установленном порядке до вступления в силу законопроекта.
Ссылки:
1. World Health Organization. Regional Committee for Europe EUR/RC64/14, 64th session, Copenhagen, Denmark, 15-18 September 2014
2. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Методические рекомендации МосМР 2.4.5.002-04 "Пищевые жиры и жировые продукты, предназначенные для использования в питании детей и подростков"
3. Методические рекомендации MP 2.3.1.2432-08. 3.2.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федеральногозакона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.