Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1080143-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - законопроект) обусловлена:
наличием необоснованно высоких расходов у собственников на обеспечение пожарной безопасности объектов;
ограничением возможности выбора оптимальных способов обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты;
жесткими обязательными требованиями пожарной безопасности, не позволяющими собственнику выбирать оптимальные варианты противопожарной защиты объекта;
большим количеством проверок, проводимых органами государственного пожарного надзора.
Законопроект направлен на совершенствование отдельных положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности.
Проектируемыми нормами законопроекта предлагается:
установить добровольный порядок составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты малого и среднего бизнеса.
Объекты, на которые будет составлена упомянутая декларации, не будут включаться в план проведения плановых проверок органами государственного пожарного надзора;
дополнить Федеральный закон положениями, устанавливающими требования к проведению идентификации объектов защиты (зданий и сооружений, производственных объектов, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения);
отнести ряд материалов кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных - к материалам, в отношении которых группа горючести не определяется;
исключить нормы, устанавливающие предельные расстояния от производственного объекта до жилых зданий, зданий организаций торговли, общественного питания, лечебных организаций и зданий образовательных организаций, предоставив право проектным организациям определять при проектировании в зависимости от допустимых величин (критических значений) воздействия опасных факторов пожара противопожарные расстояния между этими зданиями и сооружениями;
дополнить новым классом функциональной пожарной опасности - Ф3.7 - объекты религиозного назначения. Данные изменения позволят исключить избыточные требования в отношении объектов религиозного назначения и сократить материальные затраты на обеспечение пожарной безопасности, а также сохранить исторический облик этих объектов.
Законопроект размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения общественного обсуждения.
На законопроект получено положительное заключение Экспертной комиссии по проведению экспертизы проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Законопроект поддержан общественными организациями, осуществляющими деятельность в целях защиты интересов предпринимательской деятельности в области пожарной безопасности, строительства и других сфер малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" были размещены соответствующие публикации о начале и завершении публичного обсуждения законопроекта в журнале "Вестник технического регулирования".
Законопроект подготовлен с учетом замечаний и предложений, поступивших в процессе его публичного обсуждения, а также в ходе проведения оценки регулирующего воздействия.
Принятие законопроекта не создаст дополнительных и технических барьеров для бизнеса, не повлечет дополнительных издержек для предпринимателей, а также не повлечет расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не потребуется признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Обоснование
необходимости принятия федерального закон а "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Вступивший в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), принятый в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", создал основу для проведения реформы в сфере технического регулирования пожарной безопасности объектов защиты на всех стадиях их жизненного цикла.
Существовавшая ранее система нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности не могла больше соответствовать изменениям всего уклада российской экономики.
Произошло изменение формы собственности большинства предприятий, появились свободные рынки товаров и услуг, заработали процессы рыночного регулирования в производственной сфере, процессы ускоренного обновления и создания новой продукции, а также возникла необходимость участия предприятий в международном разделении труда.
Разработка законопроекта обусловлена наличием необоснованно высоких издержек у собственников объектов на обеспечение пожарной безопасности, ограничением возможности выбора оптимальных способов обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности, в том числе:
наличие жестких обязательных требований пожарной безопасности, не позволяющих собственнику выбирать оптимальные варианты противопожарной защиты объекта защиты;
проведение большого количества проверок надзорными органами, создающих административные барьеры, а также финансовые нагрузки на предпринимателей;
наличие избыточных требований при подтверждении соответствия строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации, в случае их предельных пожарно-технических характеристик.
С целью оперативного реагирования МЧС России изучены и обобщены материалы, поступившие более чем из 50-ти организаций различного профиля.
Анализ практики применения Технического регламента показал эффективность внесенных изменений. Законопроектом предполагается дальнейшее совершенствование системы технического регулирования в области пожарной безопасности в направлении повышения гибкости противопожарного нормирования.
Целью законопроекта является совершенствование законодательных основ обеспечения эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров на объектах защиты с учетом практики применения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, а также достижение в полной мере соответствия принципам технического регулирования.
Основной идеей законопроекта является совершенствование отдельных положений Технического регламента, снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности, а также приведение его положений в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.
В частности, законопроектом устанавливаются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
В отношении зданий с определенными параметрами предлагается установить добровольный формат декларирования, при этом регистрация декларации будет являться основанием для освобождения объекта защиты от проведения проверок федеральным государственным пожарным надзором.
Предполагается, что под новый формат декларирования попадут все объекты малого и среднего бизнеса, а также широкий перечень объектов экономики, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов.
Подача и разработка деклараций пожарной безопасности предусматривается собственником объекта защиты, что не потребует дополнительных финансовых затрат.
Предлагаемой редакцией Технического регламента исключаются жесткие положения, устанавливающие требования по нормированию противопожарных расстояний между объектами нефтеперерабатывающей и газовой отрасли, а также инфраструктуры газомоторного топлива.
В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и упрощения процедуры подготовки проектной документации на строительство и её рассмотрения в органах государственной экспертизы Технический регламент дополнен правилами идентификации объектов защиты.
Положениями указанного законопроекта допускается возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону, без представления протокола испытаний в аккредитованной лаборатории в случае их предельных пожарно-технических характеристик.
Принятие законопроекта позволит обеспечить наиболее полное соответствие системы технического регулирования в области пожарной безопасности принципам технического регулирования, заложенным в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". При этом обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности, сохраняется преемственность подходов по обеспечению пожарной безопасности людей и объектов защиты, проверенных многолетней практикой.
Указанные изменения позволят оптимизировать обязательные требования пожарной безопасности, перенести ряд требований в документы добровольного применения (своды правил), что приведет повышению гибкости противопожарного нормирования, многовариантности технических решений обеспечения пожарной безопасности, к снижению материальных затрат на реализацию противопожарных мероприятий при обеспечении нормативной величины пожарного риска.
В предлагаемый законопроект внесены предложения по изменению Федерального закона, существенно улучшающие его понимание и выполнение.
Принятие и последующее применение законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" позволит:
устранить избыточные барьеры в области пожарной безопасности, обеспечить более гибкий подход к противопожарному нормированию, сохранив при этом защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров за счет упорядочения противопожарных требований, усовершенствования процедуры подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности;
обеспечить возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону, без предоставления протокола испытаний в аккредитованной лаборатории;
урегулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований пожарной безопасности.
Принятие законопроекта не создаст дополнительных административных и технических барьеров для бизнеса, не повлечет дополнительных издержек для предпринимателей, а также не потребует изменений расходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных государственных фондов.
Негативных эффектов от принятия законопроекта не предполагается.
Основанием для разработки являются:
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2590-р;
поручения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N ИШ-П9-7245, от 7 ноября 2013 г. N ИШ-П9-8004, от 30 апреля 2014 г. N АД-П9-51пр, от 7 октября 2015 г. N РД-П4-6845 и от 16 января 2016 г. N АД-П9-110.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.