Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 1085818-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Практика применения действующего Трудового кодекса РФ показывает, что некоторые его статьи вызывают неоднозначное толкование, а порой наполнены противоречивым содержанием. Указанные обстоятельства снижают эффект правоприменительной деятельности данного федерального закона, исключают при определенных обстоятельствах - не заключение колдоговора, применение целого ряда статей закона (статьи 36-51) и глав 6, 7.
В соответствии со статьей 40 ТК коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации. Даже при недостижении согласия между работниками и работодателем (в лице их представителей) коллективный договор должен быть подписан на согласованных условиях. Конструкция данных предложений изложена в императивной форме, не допускающих иных толкований. Модель коллективного договорного регулирования трудовых отношений в условиях социально-ориентированной рыночной экономики признана законодательно как основа действующего механизма социального партнерства. Но без юридического закрепления прав и обязанностей работников и работодателя в колдоговоре - реальная возможность согласованного установления условий труда сводится к нулю. Во многих организациях колдоговоры не заключены. По мнению работодателей - они обязаны это делать лишь при проявлении инициативы работников, в лице их представителей. Сами же они такой инициативы не проявляют, хотя наделены таким правом и обязанностью (ст. 22 ТК).
Для повышения правовых гарантий трудовых прав работников, необходимо детализировать правовые нормы, касающиеся заключения коллективного договора и соглашения, сделать их регулирование законом в общеобязательном порядке. Это решение не будет противоречить закону, учитывая, что колдоговор сочетает в себе черты договора и нормативно-правового акта. Понуждение к заключению договора, когда обязанность его заключить предусмотрена законом, применяется, например, в статье 67 ТК РФ ("Трудовой договор заключается в письменной форме..." и даже в гражданско-правовых отношениях (ст. 421 ГК РФ). Если говорить о колдоговоре как о правовом акте, то таким нормативным актом являются, например, правила внутреннего трудового распорядка, за отсутствие которых, в отличие от колдоговора, работодатель будет нести дисциплинарную, административную ответственность. В недалеком прошлом даже при плановой экономике КЗоТ обязывал заключать колдоговор ежегодно, иначе должностные лица могли быть привлечены к установленной законодательством ответственности. Многие социально-трудовые права работников должны быть реализованы только через коллективный договор, о чем имеются прямые предписания закона о включении в колдоговор тех или иных положений.
Учитывая изложенное, предлагается статью 24 Трудового кодекса РФ "Основные принципы социального партнерства" абзац 11 изложить в следующей редакции: "Обязательность заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений". Так как структура и содержание коллективного договора, заключаемого в организациях не всегда содержит необходимые обязательства сторон социального партнерства по наиболее важным вопросам, регулирующим социально-трудовые отношения, предлагается в статье 41 ТК РФ "Содержание и структура коллективного договора" в части второй исключить слово "могут" и записать: "В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:"
Аналогично изложить статью 46 ТК РФ "Содержание и структура соглашения: исключить часть 1, в части 2 - слово "могут". Предлагаемая законопроектом редакция: "В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:"
Незначительные изменения в Трудовом кодексе РФ позволят снять проблему в заключении коллективного договора и иметь этот правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, в каждой организации, как и соглашения - на всех уровнях социального партнерства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также не предоставляет налоговых льгот.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" отмены, изменения или дополнения законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.