Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1086516-6 "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в (иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 июля 2014 г. N Пр-1721 и Концепции укрепления ресурсного и кадрового потенциала системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. N 223-р.
Законопроектом урегулирован правовой статус Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве).
Законопроектом предусматривается, что исполнение обязанностей назначенного Посла как руководителя посольства Российской Федерации начинается с даты прибытия его в государство пребывания, как высшего официального представителя Российской Федерации - в порядке, установленном статьей 13 Венской Конвенции 1961 года о дипломатических сношениях.
Законопроект содержит как нормы прямого действия, устанавливающие права, обязанности и социальные гарантии Посла и Представителя, так и перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в развитие положений законопроекта. Так, статьей 4 законопроекта предусмотрена обязанность Посла и Представителя в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в порядке, установленном актами Президента Российской Федерации. Статьей 8 законопроекта предусматривается, что дополнительные гарантии погребения погибших (умерших) граждан в период замещения ими должностей Посла, Представителя, а также до истечении одного года после прекращения замещения ими указанных должностей вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера в государстве пребывания (в зарубежной командировке), а также в случае смерти граждан, уволенных с указанных должностей в связи с истечением срока пребывания в должности, имеющих стаж дипломатической службы не менее 20 лет, определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Большинство гарантий, которые предусмотрены законопроектом, в настоящее время установлены в соответствии с частью 8 статьи 14 и статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации", который распространяется на Посла, Представителя до принятия рассматриваемого законопроекта.
В этой связи в законопроект включены как действующие, так и дополнительные гарантии.
Так, например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 641 лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Аналогичная норма предусмотрена для Посла, Представителя частью 2 статьи 11 законопроекта.
Дополнительными социальными гарантиями являются: компенсация транспортных расходов, связанных с поездкой в город Москву при проезде к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска в Российской Федерации и обратно в государство пребывания (не более одного раза в год), выплата единовременного пособия в размере десяти денежных вознаграждений в рублях при увольнении с должностей Посла, Представителя в связи с выходом на пенсию по старости лицам, имеющих стаж дипломатической службы не менее 20 лет, а также гарантии, связанные с погребением погибших (умерших) граждан в период замещения ими должностей Посла, Представителя, а также в случае смерти граждан, уволенных с указанных должностей в связи с истечением срока пребывания в должности и имеющих стаж дипломатической службы не менее 20 лет.
Финансирование законопроекта предусмотрено в пределах установленного для МИДа России объема бюджетных ассигнований федерального бюджета. Дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета не требуется.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)"
Принятие проекта федерального закона "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)"
Указы Президента Российской Федерации, подлежащие принятию:*
1. Проект указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1497 (пункты 2 и 7) и в Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при Международной организации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1316 (пункты 3 и 10); и признании утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. N 1180 "Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 101);
пункт 3 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 г. N 1517 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 43, ст. 4921);
пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2008 г. N 1870 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам осуществления консульских функций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N1, ст. 91); пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1198 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N35, ст. 4773);
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
2. Проект указа Президента Российской Федерации об определении перечня международных организаций (иностранных государств), при (в) которых учреждается государственная должность Российской Федерации "Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)".
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Целью подготовки является необходимость реализации части 3 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
3. Проект указа Президента Российской Федерации о порядке приостановления исполнения запросов, поручений, указаний и предотвращения действий в международной организации представителей федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, российских организаций, в случае если такие действия не отвечают интересам Российской Федерации.
Целью подготовки является необходимость реализации части 5 статьи 9 законопроекта.
4. Проект указа Президента Российской Федерации о случаях и порядке отзыва со своей должности Посла и Представителя (прекращении исполнения своих обязанностей).
Целью подготовки является необходимость реализации статьи 5 законопроекта.
Постановления Правительства Российской Федерации, подлежащие принятию:
1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. N 310 "О социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2436).
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
Соисполнители: Минтруд России, Минфин России.
2. Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка выплаты и размера компенсации Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянному представителю (представителю, постоянному наблюдателю) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) и выезжающим в дипломатическое представительство Российской Федерации /постоянное представительство Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) совместно с ним членам его семьи транспортных расходов, связанных с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в дипломатическом представительстве Российской Федерации /постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), включая провоз багажа весом не более 500 килограммов на семью, поездкой в город Москву при проезде к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска в Российскую Федерацию и обратно (не более одного раза в год), а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры).
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Целью подготовки является необходимость реализации части 3 статьи 12 законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
Соисполнители: Минфин России, Минтруд России.
3. Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка выплаты и размера компенсации Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянному представителю (представителю, постоянному наблюдателю) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) расходов на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей в случае отсутствия в государстве пребывания (в пределах населенного пункта, в котором расположено дипломатическое представительство Российской Федерации /постоянное представительство Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)) бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами Российской Федерации.
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Целью подготовки является необходимость реализации части 4 статьи 12 законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
Соисполнители: Минфин России, Минобрнауки России.
4. Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка предоставления Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянному представителю (представителю, постоянному наблюдателю) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) единовременной денежной выплаты в рублях в размере от 12 до 84 денежных вознаграждений, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Целью подготовки является необходимость реализации части 7 статьи 12 законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
Соисполнители: Минфин России, Минтруд России.
5. Проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке предоставления дополнительных гарантий Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянному представителю (представителю, постоянному наблюдателю) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой и в государствах, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта, которым бы утверждались:
- перечни государств со сложной общественно-политической обстановкой, а также государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта;
- порядок выплаты надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте в размере 20 процентов (Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянному представителю (представителю, постоянному наблюдателю) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), работающим в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой); а также порядок выплаты надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте в размере 40 процентов (Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянному представителю (представителю, постоянному наблюдателю) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), работающим в иностранном государстве в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах).
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Целью подготовки является необходимость реализации части 5 статьи 12 законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
Соисполнители: Минфин России, Минтруд России, СВР России.
6. Проект постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантий погребения погибших (умерших) граждан в период замещения ими должностей Посла, Представителя либо до истечения одного года после прекращения замещения ими должности вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера в государстве пребывания (зарубежной командировке), а также в случае смерти граждан, уволенных с указанных должностей в связи с истечением срока пребывания в должности, имеющих стаж дипломатической службы не менее 20 лет.
Целью подготовки является необходимость реализации части 8 статьи 12 законопроекта.
Иные нормативно-правовые акты, подлежащие принятию:
1. Проект приказа МИДа России о порядке уведомления о получении подарка, полученного Послом, Представителем в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и другим официальным мероприятием, а также о порядке передачи указанного подарка по акту приема - передачи.
Целью подготовки является необходимость реализации части 7 статьи 4 пункта 1 законопроекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 7 части 1 статьи 4"
2. Проект приказа МИДа России о порядке назначения Временного поверенного в делах Российской Федерации.
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Целью подготовки является необходимость реализации части 4 статьи 3 законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
3. Проект приказа МИДа России о порядке назначения исполняющего обязанности Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации, которым предполагается установить порядок его назначения из числа дипломатических работников представительства Российской Федерации при международной организации.
Срок подготовки: в шестимесячный срок со дня вступления в силу законопроекта.
Целью подготовки является необходимость реализации части 5 статьи 3 законопроекта.
Головной исполнитель: МИД России.
_____________________________
* Сроки подготовки указанных в настоящем разделе проектов нормативных правовых актов определены с учетом пункта 7 Плана мероприятий по реализации Концепции укрепления ресурсного и кадрового потенциала системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 60-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.