Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон), предусматривающие запрет уступки кредитором прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) третьим лицам.
Подобное ограничение может применяться только в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В отсутствие таких исключительных оснований предложенный законопроектом подход будет означать произвольное ограничение гражданских прав.
Законопроектом предлагается изложить пункт 19 статьи 4 Федерального закона в новой редакции, согласно которой информация о порядке истребования задолженности по договору потребительского кредита (займа) должна размещаться в местах оказания услуг (приема заявления о предоставлении потребительского кредита (займа). В свою очередь, законопроектом также предлагается осуществлять истребование задолженности исключительно в судебном порядке (пункт 4 статьи 1 законопроекта). Представляется, что в законопроекте допущена ошибка, так как если предусмотрен исключительно судебный порядок, кредитору в местах оказания услуг нецелесообразно размещать информацию о порядке истребования задолженности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 19 статьи 4" следует читать "пункт 19 части 4 статьи 5"
Статья 15 Федерального закона регулирует особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа). Положение законопроекта о ее исключении вызывает возражение, поскольку указанная статья содержит определенные гарантии прав заемщика и ограничения в деятельности лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности. Исключение указанной нормы приведет к ухудшению положения заемщиков.
Не может быть поддержано предусмотренное законопроектом исключение части 2 статьи 16 Федерального закона, положения которой также содержат определенные гарантии для заемщиков.
На основании изложенного законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 мая 2016 г. N 3391п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 1088761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", вносимый в Государственную Думу Архангельским областным Собранием депутатов"
Текст письма официально опубликован не был