Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) исполнил бюджет 2015 года в соответствии с целями, поставленными Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон), со сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись), и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2015 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых Фонду на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 1 573 543,4 млн. рублей, или 97,1% от размера, утвержденного Федеральным законом (1 619 774,0 млн. рублей). По сравнению с 2014 годом доходы увеличились на 322 998,3 млн. рублей, или на 25,8%.
Расходы бюджета Фонда за 2015 составили 1 638 814,6 млн. рублей, или 98,6% от размера, утвержденного Федеральным законом (1 662 786,2 млн. рублей), и 98,2% от уточненной сводной росписи (1 668 267,5 млн. рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2014 годом на 370 156,8 млн. рублей, или на 29,2%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты в объеме 23 860,0 млн. рублей (100% от размера, утвержденного Федеральным законом).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 18 367,6 млн. рублей (96,5%).
Бюджет Фонда за 2015 год исполнен с дефицитом в размере 65 271,2 млн. рублей, источником финансового обеспечения которого являлись остатки средств на счетах по учету средств ОМС по состоянию на 1 января 2015 г.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2015 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2015 год Федеральным законом |
Уточненная сводная роспись расходов на 2015 год |
Кассовое исполнение за 2015 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
Федеральному закону |
уточненной сводной росписи |
||||
Доходы |
1 619 774,0 |
- |
1 573 543,4 |
97,1 |
- |
Расходы |
1 662 786,2 |
1 668 267,5 |
1 638 814,6 |
98,6 |
98,2 |
Дефицит |
43 012,2 |
|
65 271,2 |
- |
- |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2015 году составила 97,8%. Страховые взносы на ОМС в 2015 году поступили на общую сумму 1 537 634,2 млн. рублей, или 97% от размера, утвержденного Федеральным законом. По сравнению с 2014 годом объем их поступлений вырос на 319 193,7 млн. рублей, или на 26,2%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
С 2015 года снято ограничение с предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОМС работающего населения. В результате принятых изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) указанные страховые взносы уплачивались плательщиками со всех сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ).
Основной категорией плательщиков страховые взносы уплачивались исходя из тарифа страхового взноса в размере 5,1%, льготными категориями плательщиков страховых взносов - исходя из пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьями 58, 58.1, 58.4, 58.5 Федерального закона N 212-ФЗ.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2015 год составил 921 348,8 млн. рублей, или 95,2% от объема, утвержденного Федеральным законом, в результате в бюджет Фонда недопоступило 46 066,9 млн. рублей.
По сравнению с 2014 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 181,2 млрд. рублей, или на 24,5%. Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015 году коэффициент сбора сложился на уровне 0,97.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2015 году осуществлялась в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2015 год составил 616 285,5 млн. рублей, или 99,8% от утвержденного годового объема (617 346,5 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ исходя из численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля 2014 г. в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-Ф3 "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". По сравнению с 2014 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 138 001,8 млн. рублей, или на 28,9%.
В 2015 году Республика Дагестан и Республика Калмыкия не выполнили свои обязательства по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения за декабрь 2015 г. и не уплатили в бюджет Фонда 967,1 млн. рублей и 103,4 млн. рублей соответственно.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 5,6 млн. рублей, в том числе:
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 3,3 млн. рублей;
единый сельскохозяйственный налог - 0,4 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 1,9 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 147,6 млн. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 83,9 млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам - 53,2 млн. рублей;
поступления по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по распределенным доходам - 5,8 млн. рублей;
денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона N 212-ФЗ, - 4,2 млн. рублей;
денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, а также бюджетного законодательства - 0,1 млн. рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 0,2 млн. рублей;
прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба - 0,2 млн. рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2015 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей, составила 23 860 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема.
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 11 897,3 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (87,1%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЭ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2015 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 1 427 051,5 млн. рублей, что составляет 100,9% от размера, утвержденного Федеральным законом. Превышение объема субвенции над запланированным обусловлено направлением средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) Фонда в размере 15 000 млн. рублей на увеличение субвенций на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 493 "Об утверждении Правил направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями".
По сравнению с 2014 годом размер предоставленных субвенций увеличился на 253 123,6 млн. рублей, или 21,6%.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь
За счет средств НСЗ на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда в 2015 году направлено 82 677,8 млн. рублей, в том числе:
77 100 млн. рублей - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1559 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в -базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет";
5 000 млн. рублей - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1572 "О предоставлении в 2015 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования";
542,8 млн. рублей - для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и 35 млн. рублей - для медицинских организаций субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1246 "О порядке направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на увеличение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, и на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования (в связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов)".
Расходы на удорожание лекарственных средств
Из бюджета Фонда в 2015 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1246 были направлены средства НСЗ бюджетам территориальных фондов в виде иных межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС (в связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов) в сумме 9422,2 млн. рублей.
Расходы на единовременные компенсационные выплаты
В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ (часть 12.1 статьи 51) в 2015 году из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов направлялись иные межбюджетные трансферты по заявкам уполномоченного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим работать в сельскую местность.
Распределение указанных межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 2594-р, которое в том числе предусматривало нераспределенный резерв в размере 679 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2015 году составили 1870,4 млн. руб. или 58,5% к утвержденному бюджету. Средства из резерва в общем размере 121,2 млн. рублей были направлены бюджетам территориальных фондов 30 субъектов Российской Федерации, перевыполнившим установленные указанным распоряжением объемы.
По итогам 2015 года в сельские населенные пункты и рабочие поселки привлечено 3734 медицинских работника.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2015 году перечислено по заявочному принципу 18 367,6 млн. рублей (96,5% от запланированного объема). Общее количество родовых сертификатов, предъявленных к оплате за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности и родов, а также за диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, составило порядка 5,8 млн.
Указанные средства направлялись медицинскими организациями на оплату труда, а также на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения, медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Данные мероприятия позволили укрепить материально-техническую базу женских консультаций и родильных домов в целях улучшения качества оказания медицинских услуг женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период.
Расходы на изготовление и доставку полисов
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2015 году составили 1193 млн. рублей, или 108,8% от размера, утвержденного Федеральным законом, в том числе за счет средств НСЗ - 96,8 млн. рублей.
В 2015 году было изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 18 млн. полисов, из них 2,5 млн. электронные, более 15 млн. - бумажные.
Расходы на перинатальные центры
Финансовое обеспечение программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в 2015 году Фондом осуществлялось в соответствии с соглашениями, заключенными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с Минздравом России и Фондом, в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" (далее - Правила).
В 2015 году в полном объеме направлены субсидии Фонда в размере 5481,3 млн. рублей, не перечисленные в 2014 году в связи с неполном выполнением условий предоставления субсидий, бюджетам территориальных фондов следующих субъектов Российской Федерации:
Республика Саха (Якутия) - 1197,38 млн. рублей;
Красноярский край - 1159,49 млн. рублей;
Архангельская область - 1106,87 млн. рублей;
Сахалинская область - 465,37 млн. рублей;
Челябинская область - 936,82 млн. рублей.
Республика Татарстан - 615,38 млн. рублей (в соответствии с установленным трехсторонним соглашением сроком предоставления субсидии Федерального фонда в феврале 2015 года).
Дотация на сбалансированность
Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Фонда, после исполнения всех текущих расходных обязательств Фонда составила 92 122,7 млн. рублей, или 79,2% к объему, утвержденному Федеральным законом.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2015 году составили 628,1 млн. рублей, или 94,1% к утвержденным объемам, из них: на содержание аппарата Фонда - 581 млн. рублей (94,3%), на переподготовку и повышение квалификации кадров - 9,5 млн. рублей (97,9%), на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам - 13,7 млн. рублей (100%), на уплату взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения - 6,8 млн. рублей (62,9%), на реализацию соглашения с Международным валютным фондом - 16,6 млн. рублей (100%), на осуществление международной деятельности - 0,5 млн. рублей (44,1%).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.