Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1091532-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Употребление слабоалкогольных напитков, в том числе тонизирующих, является важной социальной проблемой, масштабы которой неуклонно растут. Слабоалкогольные напитки производятся со вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, содержащей привлекательные наименования и символику.
Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены неявно, что создает у потребителя ложное представление о них, как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности, кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, и особенно молодежи, к алкогольной продукции, что, в свою очередь, приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления.
Данная проблема является актуальной для многих регионов страны вне зависимости от территориального месторасположения и численности населения, что подтверждается принятием в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов, запрещающих розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Так, в целях защиты жизни и здоровья граждан, значительное число регионов, в том числе Магаданская область, Брянская область, Московская область, Алтайский край, Ленинградская область, Тюменская область, Калужская область, Сахалинская область, Краснодарский край, Республика Мордовия, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и многие другие, уже установили запрет на своей территории на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков в качестве приоритетности защиты жизни и здоровья населения по отношению к экономическим интересам участников алкогольной рынка.
Осуществляя правовое регулирование именно таким образом, субъекты Российской Федерации руководствовались абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), в соответствии с которым регионам предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, полагая, что действуют в пределах предоставленных им федеральным законодателем полномочий.
Однако судами различных инстанций при разрешении дел по оспариванию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих запрет на розничную продажу слабоалкогольной продукции, содержащей тонизирующие компоненты, указанные положения Федерального закона N 171-ФЗ трактуются двояко.
Так, Арбитражным судом Краснодарского края от 01.07.2013 в решении по делу N А32-2671/2013 указано, что установление ограничений розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Краснодарского края (статья 5 Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков") является правомерной реализацией полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Федеральным законом N 171-ФЗ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отказывая в передаче дела N А32-2671/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов, тем самым фактически признал правомерность запрета продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков на уровне законов субъектов Российской Федерации.
В то же время, решениями Брянского областного суда от 06.05.2015 по делу N 3-44/2015-М-40/2015, Еврейской автономной области от 15.12.2015 по делу N 3А-41/2015 аналогичные нормы законов, принятых на территориях указанных субъектов Российской Федерации, признаны противоречащими федеральному законодательству, что также подтверждается и позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженного им в Апелляционном определении от 16.09.2015 N 83-АПГ15-6, согласно которой установление полного запрета на розничную продажу одного вида алкогольной продукции с определенным содержанием этилового спирта, кофеина и (или) других тонизирующих веществ на территории региона является противоречащим нормам статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
При таких обстоятельствах, считаем необходимым внести предусмотренные проектом закона поправки в абзац второй пункта 5 статьи 16 в части установления права субъекта Российской Федерации ограничивать (полностью запрещать) розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции в целях устранения разночтений в процессе правоприменения норм Федерального закона N 171-ФЗ и обеспечения реализации регионами мер по защите населения от злоупотребления напитками, наносящими значительный вред их здоровью.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.