Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1095212-6 "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников приватизированных помещений в многоквартирных домах, в которых на момент приватизации требовалось проведение капитального ремонта.
В статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения гарантировано в статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Данный закон предоставил гражданам возможность вкладывать свои средства в недвижимость, выступать с ней на рынке, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.
Вместе с этим передаваемый гражданам жилищный фонд в порядке приватизации зачастую находился в неудовлетворительном состоянии и требовал проведения капитального ремонта. В связи с чем, государством были взяты на себя публично-правовые обязательства по проведению капитального ремонта такого фонда, которые закреплены в статье 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". При этом 1 августа 2007 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года разъяснил, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в постановлениях от 23 апреля 2004 года N 9-П, 5 апреля 2007 года N 5-П, не допускается односторонний отказ государства от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Сегодня граждане вынуждены обращаться в суд для понуждения к исполнению статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Однако, Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом IX, направленным на организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт). Согласно указанным положениям Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации введена накопительная система финансирования капитального ремонта, в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги включен дополнительный платеж - взнос на капитальный ремонт. При этом уплата собственниками помещений в многоквартирных домах взноса на капитальный ремонт не была поставлена в зависимость от необходимости выполнения государством взятых на себя публично-правовых обязательств по проведению капитального ремонта. Таким образом, ответственность за финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах была переложена на граждан, которые приватизировали жилые помещения с условием проведения государством капитального ремонта.
Введенный на сегодняшний день механизм выполнения соответствующих обязательств, а именно, первоочередное включение в региональные программы капитального ремонта таких домов, не является способом выполнения государственных обязательств, так как он обусловлен техническим состоянием многоквартирных домов.
Кроме того, 12 апреля 2016 года Конституционным Судом РФ была подтверждена указанная выше позиция и дано предписание федеральному законодателю установить механизм исполнения обязанности бывшего наймодателя по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов, согласованный с закрепленным в настоящее время в Жилищном кодексе РФ порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.