Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1134213-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" подготовлен с целью сохранения применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" было установлено, что положения главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации не применяются с 1 января 2018 года.
Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" срок действия системы налогообложения в виде ЕНВД продлевается еще на три года - до 1 января 2021 года.
Однако отмена системы налогообложения в виде ЕНВД с 1 января 2021 года может привести к уменьшению количества налогоплательщиков и потерям местных бюджетов.
Например, в Приморском крае, по предварительным оценкам, при отмене данного режима налогообложения потери бюджетов муниципальных образований составят 1767,6 млн рублей, в том числе потери бюджета Владивостокского городского округа - 683,0 млн рублей в год.
В таблице приводятся данные о поступлении ЕНВД и его доли в налоговых доходах бюджетов городских округов Приморского края в 2015 году.
N п/п |
Наименование городского округа |
Сумма ЕНВД, млн рублей |
Сумма налоговых доходов бюджета, млн рублей |
Доля ЕНВД в налоговых доходах бюджета, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Владивостокский |
683,0 |
5874,7 |
11,6 |
2. |
Уссурийский |
255,8 |
1679,7 |
15,2 |
3. |
Находкинский |
189,4 |
1401,0 |
13,5 |
4. |
Артемовский |
92,8 |
964,0 |
9,6 |
5. |
Арсеньевский |
54,3 |
486,1 |
11,2 |
6. |
Спасск-Дальний |
48,6 |
282,9 |
17,2 |
7. |
Дальнегорский |
39,8 |
449,8 |
8,8 |
8. |
Лесозаводский |
37,1 |
327,4 |
11,3 |
9. |
Дальнереченский |
29,9 |
243,7 |
12,3 |
10. |
Большой Камень |
29,7 |
314,7 |
9,4 |
11. |
Партизанский |
29,5 |
244,9 |
12,0 |
12. |
Всего по Приморскому краю |
1767,6 |
15851,7 |
11,2 |
Первоначально предполагалось, что уменьшение поступления доходов в местные бюджеты по ЕНВД будет компенсировано за счет введения нового специального налогового режима - патентной системы налогообложения (далее - ПСН), которая была введена с 1 января 2013 года с целью налогового стимулирования развития малого предпринимательства. Налогоплательщикам было предоставлено право переходить с уплаты ЕНВД на ПСН или на упрощенную систему налогообложения. Поступления от применения налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, в полном объеме зачисляются в местные бюджеты.
Действительно, патентная система налогообложения набирает обороты. Так, например, в городе Владивостоке количество выданных патентов в 2013 году составило 415 патентов, в 2014 году - 505 патентов, в 2015 году - 663 патента. В бюджет Владивостокского городского округа поступило доходов по ПСН в 2013 году - 15,3 млн рублей, в 2014 году - 23,4 млн рублей, в 2015 году - 30,9 млн рублей.
Тем не менее, несмотря на увеличение числа приобретаемых патентов и рост поступлений по ПСН, патентную систему налогообложения нельзя назвать специальным налоговым режимом, полностью заменившим ЕНВД.
В бюджете Владивостокского городского округа поступления по ЕНВД составили в 2013 году 625,7 млн рублей, в 2014 году - 655,1 млн рублей, в 2015 году - 683,0 млн рублей. Несмотря на снижение количества налогоплательщиков ЕНВД на 8 процентов в 2014 году (9918 плательщиков) по сравнению с 2012 годом (10713 плательщиков), доля ЕНВД в налоговых доходах увеличилась (в 2013 году - 9,8 процента, в 2014 году - 10,9 процента, в 2015 году - 11,6 процента).
Таким образом, введение патентной системы налогообложения не компенсировало выпадающие доходы по ЕНВД. Благодаря удобству и простоте ЕНВД, с одной стороны, оказался более востребованным и привлекательным режимом налогообложения для предпринимателей, а, с другой, - остался стабильным источником налоговых поступлений в муниципальные бюджеты.
Кроме того, органы местного самоуправления могут влиять на установление оптимальных значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для расчета суммы ЕНВД в целях создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, стабилизации ценовой политики, уменьшения налоговой нагрузки на предпринимателей. Тогда как ПСН рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, установление которого находится в исключительной компетенции субъекта Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон от 2 июня 2016 года N 178-ФЗ продлил срок действия ЕНВД на три года - до 1 января 2021 года, в то же время необходимо учитывать, что для нормального функционирования малого и среднего бизнеса очень важно наличие предсказуемой, стабильной системы налогообложения для возможности полноценного долгосрочного планирования, формирования качественных бизнес-планов, а также продуманного участия в инвестиционных проектах как среднесрочных, так и долгосрочных.
Учитывая вышеизложенное, в целях поддержания неизменности условий налогообложения, создания стабильно благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и недопущения уменьшения доходной части бюджетов муниципальных образований подготовлен проект федерального закона, в соответствии с которым предлагается часть 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" признать утратившей силу, что позволит продлить применение положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации на неограниченный срок и на существующих условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.