Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1137251-6 "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"
Досье на проект федерального закона
1. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" (далее- законопроект) направлен на устранение противоречивости положений УК РФ, возникшей в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности", повлекшей нарушение уголовно-правового принципа справедливости и соразмерности уголовного наказания.
2. Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ изменена редакция статьи 116 УК РФ. К побоям, нанесенным по мотивам нетерпимости и вражды, приравнены побои, нанесенные близким лицам, то есть во внутрисемейных ссорах.
Статья 116 дополнена примечанием, содержащим определение "близких лиц". Соответственно побои "близких лиц" попали в категорию дел частно-публичного обвинения и на них распространился запрет прекращения уголовного дела в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим.
3. Принятые законодательные изменения носят дискриминационный характер по отношению к членам семьи и противоречат основным задачам государственной семейной политики, направленной на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества и авторитета родительства. Эти задачи закреплены в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р), которая требует "создания условий для повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи".
Новая редакция ст. 116 УК и ст. 20 УПК грубо нарушает и Стратегию национальной безопасности, согласно п.п. 76, 78 которой защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к "стратегическим целям обеспечения национальной безопасности".
4. Статья 116 УК РФ в части, касающейся "близких лиц" нарушает уголовно-правовые принципы справедливости и соразмерности наказания, закрепленные в статье 6 УК РФ.
Справедливость уголовного наказания начинается со справедливости криминализации общественно опасного деяния, т.е. закрепления в качестве состава преступления в УК только того деяния, которое причиняет общественно опасные последствия, достаточные для того, чтобы расценивать деяние как преступное. Обязательным условием криминализации является распространенность общественно опасного деяния. УК РФ должен соответствовать криминологической реальности в стране - состоянию, структуре и динамике общественно опасного поведения. Только если деяние соответствует указанным признакам, оно может быть криминализировано, т.е. признано законодательным органом в качестве преступления и включено в Особенную часть УК.
К сожалению, установить, чем руководствовались парламентарии, голосовавшие за эту поправку, установить невозможно.
В результате необоснованного изменения статьи 116 УК РФ сложилась абсурдная ситуация, когда за побои* (статья 116) близкие лица будут нести более жесткое наказание, чем за причинение легкого вреда здоровью (статья 115). Согласно новой статье 116 УК РФ, если близкое лицо нанесло побои, то ему может грозить максимальное наказание до 2 лет лишения свободы. Если же оно избило так, что близкое лицо попало в больницу на 3 недели, то максимальное наказание по статье 115 УК РФ (часть 1) может быть 4 месяца ареста. То есть более тяжкое по последствиям преступление, совершенное в отношении близкого лица, повлечет значительное менее тяжкое наказание.
Такая несоразмерность наказаний приведет к тому, что домашнее насилие будет сопровождаться причинением ощутимого вреда здоровью, так как чем жестче бьешь, тем меньше получишь.
О несоразмерности наказания в данном случае свидетельствуют и другие ситуации.
Внутрисемейные побои становятся более общественно опасными, преступными, чем побои чужих людей, включая детей.
Бьешь чужого - административное правонарушение. Бьешь своего - преступление.
Бьешь свою нынешнюю жену- преступление. Бьешь бывшую жену, даже если она продолжает жить в том же жилом помещении, что и бывший супруг, но не ведет с ним общее хозяйство, - административное правонарушение.
5. Включение близких лиц в новую редакцию статьи 116 УК РФ не поддается никакой логике. В УК РФ более 60 составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за насильственные и иные противоправные действия, совершенные в отношении членов семьи. Более того, статья 63 УК РФ содержит развернутый перечень отягчающих наказание обстоятельств, влияющих на наказание. Среди них и обстоятельства, касающиеся совершения преступлений в отношении членов семьи: з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней).
Ряд статей УК РФ прямо указывают в качестве квалифицирующих признаков состава преступления наличие родственных или зависимых отношения потерпевшего и лица, совершившего преступление: статья 106, часть 2 статьи 120, 133, часть 2 статьи 150, часть 2 статьи 151, статья 156, 157. В ряде статей, хотя прямо не упоминаются родственные связи, но деяния, совершенные одними членами семьи в отношении других, под данные статьи попадают: статьи 105, 107, 111, 112, 115, 117, 118, 119, 121, 122, 125, 126, 127, 127.1, 127.2, 131, 132, 134, 135, 206, 228.1, 240, 240.1, 241, 242, 242.1, 242.2.
К близким лицам отнесены близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны и попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, нанесшим побои, или лица, ведущие с ним общее хозяйство. О поспешности составления данного перечня свидетельствует то, что в него включены близкие родственники, но по непонятным причинам не попали родственники, дяди, тети, племянники, мачехи, отчимы, падчерицы и пасынки. Отсутствует определенность и в понимании того, что такое "лица, состоящие в свойстве", так как он законодательно нигде не определен. Недоумение вызывает и термин "лица, ведущие общее хозяйство". Такой термин существовал в советском жилищном законодательстве. Факт признания судом статуса лица, ведущего общее хозяйство с нанимателем жилого помещения, являлся основанием для признания права данного лица на жилое помещение, в том числе и после смерти нанимателя. Правда, при этом требовалось еще и совместное проживание с нанимателем жилого помещения. Во всяком случае в советском жилищном законодательстве этот термин был четко определен, установлены правила определения статуса таких лиц.
Принятый Федеральный закон требованиям в части определения "близких лиц" определенности не отвечает. Тем самым данный Федеральный закон фактически закладывает последующую практику неравенства граждан перед законом и судом. Юридическое равенство, на что неоднократно обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации**, может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы. "Законоположения, не отвечающие указанным критериям, порождают противоречивую правоприменительную практику, создают возможность их неоднозначного истолкования и произвольного применения и тем самым ведут к нарушению конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан".
Равенство людей, отличных друг от друга по происхождению, имущественному положению, национальности, религии и прочим обстоятельствам, является одним из важнейших достижений современной цивилизации. Общество, в котором имеет место дискриминация по одному из перечисленных выше признаков, не может претендовать на право называться свободным и цивилизованным. Особенно важно соблюдение данного принципа в уголовном праве, где дискриминационное отношение к определенной группе населения в случае совершения преступления вызывает чувство несправедливости, порождает недоверие к праву и системе юстиции, а в целом - ко всему государственному устройству. Равенство граждан - важнейший конституционный принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции. В соответствии с ней все равны перед законом и судом.
6. Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 116 УК РФ и в пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности", исключение "побоев в отношении близких лиц" из числа преступлений. Таким образом побои в отношении членов семьи, других близких лиц будут отнесены к административным правонарушениям.
Принятие представленного законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
_____________________________
* Согласно Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 года N 194н, вред здоровью подразделяется на тяжкий, средней тяжести и легкий. Легким вредом здоровью является временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до 3 недель от момента причинения вреда. К побоям относятся иные поверхностные повреждения (в т.ч. ссадина, кровоподтек и другие повреждения), не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью.
** Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.