Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 8 декабря 2015 г. N 3.8-03/2684
по Федеральному закону "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 декабря 2015 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 23 октября 2015 года, и принят 13 ноября 2015 года в первом чтении, 2 декабря 2015 года во втором чтении и 4 декабря 2015 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральный закон утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, бюджет Фонда) на 2016 год, составленный в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Минэкономразвития России.
В соответствии с нормами Федерального закона от 30 сентября 2015 года N 273-ФЗ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" формирование бюджета осуществлено только на один финансовый 2016 год, без показателей планового периода, что обусловлено высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением риска надежности показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и точности прогнозирования параметров бюджета.
Основные характеристики бюджета Фонда представлены в таблице:
в млрд. руб. | |||
|
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. в % к уровню 2015 г. |
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
1 619, 8 |
1 661,7 |
102,6 |
межбюджетные трансферты |
641,2 |
643,1 |
100,3 |
из федерального бюджета |
23,9 |
25,4 |
106,3 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
617,3 |
617,7 |
100,1 |
доходы без учета межбюджетных трансфертов |
978,6 |
1018,6 |
104,1 |
РАСХОДЫ-всего в том числе: |
1 662,8 |
1 688,5 |
101,5 |
межбюджетные трансферты |
1 549,6 |
1 568,6 |
101,2 |
Фонду социального страхования Российской Федерации |
19,0 |
18,8 |
98,9 |
федеральному бюджету (дотация) |
116,4 |
91,2 |
78,4 |
территориальным фондам обязательного медицинского страхования |
1 414,2 |
1 458,6 |
103,1 |
расходы без учета межбюджетных трансфертов |
113,2 |
119,9 |
105,9 |
Дефицит(-)/Профицит (+) |
-43,0 |
-26,8 |
|
Бюджет Фонда на 2016 год утверждается с дефицитом, источником покрытия которого являются остатки средств на счете бюджета Фонда.
Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего (1018 млрд. руб.) и неработающего (917,7 млрд. руб.) населения составят 98,5% в общем объеме доходов в 2016 году и рассчитаны исходя из фонда заработной платы по прогнозу Минэкономразвития России, а также полного размера платежа на неработающее население.
Межбюджетные трансферты в бюджет Фонда поступают из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС. Иных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Фонда не предусматривается.
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в 2016 году в сумме 1 458,6 млрд. рублей.
Расчет субвенций произведен исходя из численности застрахованных лиц по данным регистра по состоянию на 1 апреля 2015 года и численности населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 1 января 2015 года - всего 146,5 млн. человек, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2016 год в сумме 8 438,9 рублей (рост на 2,2%) и коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с единой методикой распределения субвенций из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечено, что имеются риски некорректного расчета прогнозных объемов страховых взносов на ОМС неработающего населения и, следовательно, недостоверного роста субвенций территориальным фондам ОМС, так как по оценке Счетной палаты Российской Федерации данные регистра застрахованных лиц с высокой степенью вероятности включают военнослужащих и лиц, приравненных к ним, не являющихся в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованными гражданами.
В 2016 году предусматривается сохранение расходов на заработную плату медицинских работников на уровне 2015 года.
В 2016 году планируемый рост субвенции составит всего 3,1% к уровню 2015 года, что не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации "дорожных карт". В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников.
Также в бюджете Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на дополнительное финансовое обеспечение специализированной (включая высокотехнологичную) медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, предоставляемой федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций, на 2016 год в сумме 15,0 млрд. рублей, которые будут направлены из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов ОМС.
На финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи предусматривается в 2016 году 96,7 млрд. рублей: из них 90,7 млрд. рублей для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и 6 млрд. рублей на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.
На оплату "родовых сертификатов" из бюджета Фонда планируется направить межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2016 году в сумме 18,8 млрд. рублей.
Федеральным законом предусмотрено продление на 2016 год программы осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с увеличением возрастного ценза до 50 лет, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, а также поселок городского типа. Доля софинансирования указанных выплат из бюджета Фонда увеличивается до 60 процентов, и на эти цели предусмотрено на 2016 год 3,2 млрд. рублей.
В составе бюджета Фонда сформирован нормированный страховой запас на 2016 год в размере 1,8 млрд. рублей, который будет использован на увеличение субвенций, в целях учета изменения численности застрахованных граждан по состоянию на 1 января 2015 года и на исполнение расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения расходных обязательств. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, устанавливаемый размер нормированного страхового запаса, не превышающий 0,1% от размера субвенций, ставит под сомнение достаточность его объема для осуществления субвенций, определенных Федеральным законом.
В бюджете Фонда предусматривается дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету, в размере 91,2 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что средства, поступающие в бюджет Фонда в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование, должны быть использованы только на цели финансирования отрасли здравоохранения, и не подлежат изъятию и использованию на иные цели. Кроме того, отвлечение этих средств на другие цели создает дополнительные риски разбалансированности бюджета Фонда.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования и федерального бюджета.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.