Досье на проект федерального закона
Общие характеристики проекта федерального закона.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа" (далее - законопроект) предусматривает расширение действующего понятия "каботаж".
Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, преимущественного права на осуществление перевозок и буксировки не только между морскими портами Российской Федерации, но и между морскими портами Российской Федерации и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки в Российской Федерации и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях.
Законопроект призван создать благоприятные социально-экономические условия в сфере каботажных перевозок, основанные на балансе интересов государства, перевозчиков и потребителей их услуг, а также обеспечить повышение конкурентоспособности морских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Основной задачей законопроекта является создание условий для увеличения доли участия российских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в перевозках между морскими портами Российской Федерации, между морскими портами Российской Федерации и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки в Российской Федерации и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях.
В настоящее время в соответствии положениями статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации к каботажным перевозкам относятся перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Кодекса).
Данный вид перевозок осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации. При этом суда, плавающие под флагом иностранного государства, сохраняют возможность осуществлять каботаж в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504 "О перевозках и буксировке в сообщении между морскими портами Российской Федерации, а также деятельности, связанной с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, которые осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации судами, плавающими под флагом иностранного государства".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границами морского порта являются границы его территории и акватории. При этом границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации и не перекрывают все внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, закрепляя за судами, эксплуатируемыми под российским флагом, перевозки между морскими портами Российской Федерации, никак не регламентирует перевозки и буксировку на территории Российской Федерации, которые начинаются и (или) заканчиваются за пределами границ морского порта (во внутренних морских водах и территориальное море).
В соответствии со статьями 60 и 80 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
Порядок создания и использования таких искусственных островов, установок и сооружений регламентирован Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
В связи с этим включение в определение понятия "каботаж" наравне с перевозками и буксировкой в сообщении между морскими портами перевозок между морскими портами Российской Федерации и искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях позволит обеспечить приоритетное право осуществления данного вида деятельности судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации.
Необходимо отметить, что пункт 2 статьи 7 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (далее - СРП) устанавливает, что СРП должно предусматривать обязательства инвестора по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах в качестве перевозчиков. Таким образом, Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" закреплено преимущественное право российских судовладельцев на участие в работах по СРП в качестве перевозчиков.
Вместе с тем искусственные острова, установки и сооружения в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации создаются и используются не только в целях реализации СРП. Таким образом, российские перевозчики, осуществляющие перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, не имеют никаких привилегий при осуществлении перевозок между территорией Российской Федерации и объектами, находящимися под российской исключительной юрисдикцией.
Принимая во внимание, что услуги по перевозке и буксировке являются возмездными, увеличение доли участия российских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, позволит улучшить финансовое положение российских компаний, что создаст дополнительные возможности по обновлению флота под российским флагом.
Увеличение доли участия российских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в перевозках между морскими портами Российской Федерации и искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации, повлечет за собой увеличение их доходов и, как следствие, увеличение их налоговых платежей в бюджет Российской Федерации. При этом возможность осуществления указанных видов перевозок и буксировки судами под флагами иностранных государств сохранится. Такая возможность будет осуществляться в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
Необходимо отметить, что изменение, предлагаемое законопроектом, не является новаторством в мировой практике. Европейский союз в постановлении ЕЭС от 7 декабря 1992 г. N 3577/92 дает определение понятия "каботаж" и предусматривает регулирование, схожее с предложенным в законопроекте.
Проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие и реализация законопроекта не влечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов различных уровней и не приведет к сокращению их доходной части.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа" в части расширения понятия "каботаж" потребует внесения изменений:
1) в постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504 "О перевозках и буксировке в сообщении между морскими портами Российской Федерации, а также деятельности, связанной с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, которые осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации судами, плавающими под флагом иностранного государства".
Срок принятия нормативного правового акта - в течение 6 месяцев с момента принятия федерального закона.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минобороны России, ФСБ России, Росморречфлот и Ростанснадзор#;
2) в приказ Минтранса России от 26 июля 2012 г. N 274 "Об утверждении Порядка выдачи разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства".
Срок принятия нормативного правового акта - в течение 3 месяцев с момента внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Росморречфлот и Ростанснадзор#.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.