Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает введение отсрочки на 10 лет по уплате гражданами Российской Федерации просроченных кредитов и займов в размере совокупного долга не более ста тысяч рублей в части выплат по основному долгу и (или) процентов по состоянию на 1 июня 2016 года и на дату вступления в силу законопроекта (далее - проблемные кредиты).
Финансовые организации обязаны осуществить уступку прав требований по проблемным кредитам в пользу государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство).
Финансовая организация обязана в одностороннем порядке уменьшить размер процентов по кредитному договору, договору потребительского кредита (займа) и (или) договору микрозайма, причитающихся к уплате с даты нарушения срока их возврата гражданином Российской Федерации, до размера суммы процентов, рассчитанной за период просрочки их уплаты гражданином Российской Федерации исходя из процентной ставки двадцати четырех процентов в год, и осуществить уступку прав (требований) Агентству при соблюдении следующих условий:
процентная ставка по кредитному договору, договору потребительского кредита (займа) и (или) договору микрозайма составляет свыше двадцати четырех процентов в год;
размер всей оставшейся суммы основного долга вместе с причитающимися пересчитанными процентами составляет не более ста тысяч рублей по состоянию на дату вступления в силу законопроекта (далее - проблемные кредиты с завышенной ставкой).
Агентство уплачивает финансовой организации сумму передаваемых прав (требований) по кредитному договору, договору потребительского кредита (займа) или договора микрозайма в виде передаваемых облигаций федерального займа. Гражданин Российской Федерации вправе не осуществлять возврат потребительского кредита (займа), микрозайма в срок до 1 января 2027 года и не уплачивает проценты за пользование денежными средствами до указанной даты.
Положения законопроекта не противоречат положениям Федеральных законов. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами. Законопроект устанавливает нормы, предусматривающие обязанность уступки финансовой организацией Агентству прав (требований) по кредитным договорам, договорам потребительских кредитов (займов) и договорам микрозаймов без согласия заёмщика и наделяет Агентство обязанностью принять уступаемые права (требования).
Кризисные проявления в экономике страны стремительно ухудшают качество жизни граждан, вплоть до угрозы голода.
Сокращение реальной заработной платы, неполный рабочий день, рост цен на товары и рост стоимости услуг на фоне ужесточения ответственности за несвоевременную оплату коммунальных услуг вынуждают граждан Российской Федерации искать заемные денежные средства для покупки продовольствия и совершения обязательных платежей.
Зачастую такие займы и кредиты кабальны, выдаются под огромные проценты и увеличивают и без того неподъёмные издержки граждан, поскольку берутся гражданами в условиях нестабильных доходов или при их отсутствии, в расчете на скорое получение источников доходов.
Ситуация осложняется уступкой финансовыми организациями прав (требований) по кредитным договорам, договорам потребительских кредитов (займов) и договорам микрозаймов коллекторским агентствам, действия которых часто носят неправовой, криминальный характер.
Меры социального обеспечения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не учитывают динамику финансового состояния типовой российской семьи в случае кризисных проявлений. Меры поддержки, к вводу которых государство подталкивает состояние экономики, финансового рынка и банковской системы, носят точечный характер и предусмотрены только для отдельных категорий граждан, например, инвалидов.
Меры государственной поддержки граждан Российской Федерации и финансовых организаций, предлагаемые законопроектом, позволят повысить уровень благополучия российских семей, снизить социальную напряженность в обществе, снизить объемы "плохих" долгов у финансовых организаций, повысить платежеспособный спрос населения, позитивно отразятся на состоянии всей экономики и ее реального сектора.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует увеличение внутренних государственных заимствований в размере 33 миллиардов рублей (оценочный объем потребительских кредитов (займов), микрозаймов с просроченными сроками возврата основной суммы долга и уплаты процентов по ним) в бюджете 2017 года с погашением этой суммы в 2027 году. Возможны дополнительные расходы бюджета, которые могут быть компенсированы увеличением поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации за счет повышения платежеспособного спроса и компенсации финансовым организациям сумм непогашенных кредитов, займов ликвидными финансовыми активами - облигациями федерального займа.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием Федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, не потребует признания утратившими силу, приостановления и изменения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и потребует издания распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении в 2017 году имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" путем передачи Минфином России беспроцентных облигаций федерального займа со сроком погашения не ранее 1 января 2027 года совокупной стоимостью 33 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.