Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 825848-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части исключения условия использования расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, стимулирующих к осуществлению расчетов на основании данных, определенных при помощи приборов учета)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 825848-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.Д. Грачёвым, О.Г. Дмитриевой, А.Д. Крутовым.
Законопроектом предлагается исключить из части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 декабря 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) норму, согласно которой при отсутствии приборов учёта расчётные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет отмечает следующее.
Целью Федерального закона N 261-ФЗ является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на ряде принципах, установленных статьей 4 указанного Федерального закона, включая эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, поддержку и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В рамках данного правового регулирования согласно части 1 статьи 13 указанного закона установлена норма об обязательном учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с этим, предложение исключить норму, направленную на стимулирование потребителей к установке приборов учёта, по мнению Комитета, противоречит принципам и целям вышеназванного закона.
Комитет отмечает, что согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" учёт соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учёта и контроля используемых энергетических ресурсов, является одним из основных принципов, которые должны соблюдаться при государственном регулировании цен (тарифов) на электрическую энергию. Аналогичный принцип предусмотрен и для деятельности по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 10 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"). Таким образом, использование прибора учёта для точного способа определения количества потребляемых энергетических ресурсов соответствует принципам государственного регулирования цен (тарифов) на энергетические ресурсы.
В пояснительной записке необходимость разработки и принятия законопроекта обусловлена нарушением интересов потребителей и наличие у ресурсоснабжающей организации возможности завышать количество потребленных энергоресурсов.
Следует заметить, что данная норма распространяется только на недобросовестных потребителей, не исполнивших предусмотренной законом обязанности обеспечить надлежащий учёт энергоресурсов, а также заинтересованных в занижении фактического объёма потребления энергетических ресурсов при использовании расчётных способов. Пункт 2 статьи 13 Федеральный закон N 261-ФЗ не затрагивает права добросовестных потребителей.
В тоже время, следует отметить, что в соответствии части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Определение нормативов потребления энергоресурсов коммунальными потребителями регулируется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не ресурсоснабжающими организациями, что исключает возможность для указанных организаций завышать количество потребленных энергетических ресурсов по своему усмотрению.
Комитет считает необоснованным вывод разработчиков проекта о заинтересованности всех ресурсоснабжающих организаций в неисполнении обязанности по замене и установке приборов учёта, в целях завышения количества потреблённых энергоресурсов.
Во-первых, ряд ресурсоснабжающих организаций, таких как гарантирующие поставщики электрической энергии, не являются лицами, обязанными обеспечивать ремонт, замену и поверку приборов учёта, что подтверждается, в том числе и разъяснением ФАС России от 13.12.2013 N КА/50647/13.
Во-вторых, необходимо учитывать возможность привлечения ресурсоснабжающей организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, и (или) её должностных лиц к административной ответственности за необоснованный отказ от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для неё в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов (пункты 6, 12 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Комитет полагает, что принятие проекта приведёт к снижению мотивации потребителей к установке приборов учёта и обеспечению достоверного учёта потреблённых энергоресурсов, увеличению количества споров потребителей с ресурсоснабжающими организациями, росту дебиторской задолженности.
В тоже время использование при расчётах с потребителями приборов учёта обеспечивает достоверный учёт потребленных энергоресурсов, что способствует уменьшению количества споров ресурсоснабжающих организаций с потребителями, снижению дебиторской задолженности потребителей энергоресурсов, а также с сетевыми организациями по объёмам поставленного ресурса.
Таким образом, по мнению Комитета, предложения указанного законопроекта противоречат действующему нормативно-правовому регулированию в сфере энергосбережения, электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, направленной на укрепление платёжной дисциплины и обеспечение достоверного учёта энергоресурсов.
В Официальном отзыве Правительства Российской Федерации законопроект не поддерживается.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 825848-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.