Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 8 декабря 2015 г. N 3.1-05/4205
по Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",
одобренному Государственной Думой 4 декабря 2015 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу членом Совета Федерации А.А. Клишасом и депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, М.В. Емельяновым, В.Н. Лихачевым, А.Н. Диденко 18 ноября 2015 года и был одобрен Государственной Думой 2 декабря 2015 года в первом чтении, 4 декабря 2015 года во втором и в третьем чтениях.
Федеральный конституционный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N 21-П, установившего правомочие федерального законодателя - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - предусмотреть не противоречащий юридической природе Конституционного Суда Российской Федерации и его предназначению как высшего судебного органа конституционного контроля специальный правовой механизм разрешения им вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции Российской Федерации исполнить вынесенное по жалобе против России решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в том числе в части мер общего характера.
С этой целью вносятся изменения в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Федеральный конституционный закон закрепляет полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по разрешению вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.
Федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. Запрос предлагается признавать допустимым, если заявитель считает, что исполнение решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека невозможно, поскольку оно основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации.
Согласно Федеральному конституционному закону Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека проверяет возможность исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, с точки зрения основ конституционного строя Российской Федерации и установленного Конституцией Российской Федерации правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации наделяются правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании положений Конституции Российской Федерации в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа.
Толкование положений Конституции Российской Федерации, устраняющее неопределенность в понимании выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации в смысле невозможности исполнения соответствующего решения межгосударственного органа без нарушения этих положений Конституции Российской Федерации, означает, что какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).
В ходе работы над проектом Федерального конституционного закона в его текст были внесены поправки юридико-технического и уточняющего характера.
Федеральный конституционный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Федеральном конституционном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по международным делам предлагает одобрить Федеральный конституционный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.