Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 декабря 2015 г. N 5.1-3159
на проект федерального конституционного закона N 931766-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",
одобренному Государственной Думой 4 декабря 2015 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу членом Совета Федерации А.А. Клишасом и депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, М.В. Емельяновым, В.Н. Лихачевым, А.Н. Диденко и В.В. Ивановым 18 ноября 2015 года (N 931766-6).
Изменения, вносимые Федеральным конституционным законом, направлены на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года N 21-П, в соответствии с которым федеральный законодатель правомочен предусмотреть "специальный правовой механизм разрешения вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции Российской Федерации исполнить вынесенное по жалобе против России постановление Европейского Суда по правам человека, в том числе в части мер общего характера".
Федеральным конституционным законом регулируются вопросы, касающиеся рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В частности, предусматривается, что правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека обладает федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации, на основании заключения федеральных государственных органов, на которые возложена обязанность в пределах их компетенции принимать меры по исполнению решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, о невозможности исполнить вынесенное по жалобе решение, поскольку оно основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, либо, если указанный федеральный орган исполнительной власти сам является органом, на который возложена такая обязанность, на основании собственного вывода о невозможности исполнить вынесенное по жалобе решение в силу предполагаемого расхождения с Конституцией Российской Федерации.
В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о невозможности исполнения в целом или в части решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации какие-либо действия или акты, направленные на исполнение такого решения, не могут осуществляться или приниматься в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом статьи 105 и 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" дополняются также положениями, согласно которым Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании положений Конституции Российской Федерации в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения этого органа. Правовым последствием названного толкования Конституции Российской Федерации в смысле невозможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека без нарушения положений Конституции Российской Федерации будет также являться невозможность осуществления действий или принятия актов, направленных на исполнение решения этого органа.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Внутренняя логика Федерального конституционного закона и правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный конституционный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину и И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя Аппарата |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.