Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 28 июня 2016 г. N 3.6-03/1263
по Федеральному закону "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 июня 2016 года (проект N 929004-6), и отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения, направленные на создание новой модели классификации внутренних водных путей (далее - ВВП) по признакам "федеральных" и "региональных" участков, позволяющей субъектам Российской Федерации принимать участие в финансировании работ по содержанию судовых ходов, используемых в интересах экономики регионов.
Кроме того, законом предусматривается устранение ряда противоречий и правовых пробелов, образовавшихся вследствие изменения правовых положений как самого Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), так и иных законодательных актов.
Уточнены определения таких понятий как:
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующее судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.
Даны определения понятий, используемых в КВВТ, но не имевших раскрытых определений, что создавало существенные трудности в правоприменительной практике:
плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;
навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;
специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна.
Внесены изменения положений статьи 6 КВВТ в части введения понятия "перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования". Это позволит снять существующие противоречия при идентификации перевозчиков, обладающих правом получения субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа.
Федеральный закон дополнен новой статьей 6.1 предусматривающей регулирование вопроса нахождения на борту судна "специального персонала" - лица иного, чем пассажир или член экипажа. К таким лицам будут относиться должностные лица государственных надзорных органов, лица, выполняющие различные работы, в том числе строительные, путевые, лоцманские, исследовательские, а также лица, перевозимые на другие суда, в связи со сменой их экипажей.
В Федеральном законе уточнен алгоритм отнесения ВВП к путям федерального или регионального уровня.
По смыслу изменений, предусмотренных законопроектом к первому чтению, изменяется правовая конструкция, в соответствии с которой вводится новое понятие "судовой ход" - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом, замещающее понятие "внутренние водные пути" - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.
В свою очередь под ВВП предлагается понимать водное пространство в естественных или искусственных границах, используемое в целях судоходства, включающее внутренние водные пути федерального значения и внутренние водные пути регионального значения.
Вместе с тем, ВВП, по своей природе, возникают вследствие принятия решения Правительством Российской Федерации, а не в силу определения законом, в связи, с чем определение понятия ВВП изменено:
"внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации".
Кроме того, ВВП состоят из водных объектов, а не ВВП федерального или регионального значения, в связи, с чем в проектируемую статью 7 КВВТ внесены правки:
"К внутренним водным путям федерального значения Правительством Российской Федерации могут быть отнесены пригодные для осуществления судоходства поверхностные водные объекты или их части в пределах их естественных, искусственных или условных границ", обладающие определенными характеристиками (международный характер, трансграничный характер, межсубъектовый характер, стратегический и т.д.).
Поправками также предусмотрено право Правительства Российской Федерации отнести иной водный объект к ВВП федерального значения, а также полномочия субъектов Российской Федерации в инициативном порядке предложить Правительству Российской Федерации отнести водные объекты, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации и не отнесенные к внутренним водным путям федерального значения, к ВВП регионального значения.
Таким образом, Федеральный закон предусматривает все случаи возникновения ВВП федерального и регионального значения.
Существующая правовая конструкция определения понятия "судна" в КВВТ опирается на два базовых идентификационных критерия, таких как "плавучесть" и "судоходство". Вместе с тем, практика правоприменения свидетельствует о недостаточности этих критериев, поскольку существует значительное количество иных объектов, обладающих такими же признаками "плавучести", но не являющихся судном и не используемых для целей судоходства. Следствием этого становится регистрация в судовых реестрах объектов, не имеющих по своей природе и назначению отношения к внутреннему водному транспорту, таких как плавучие рестораны, гостиницы, склады, а также дебаркадеры, понтоны, наплавные мосты и пр.
Для решения данной проблемы внесены несколько поправок, составляющих законченную правовую конструкцию, а именно:
введено понятие "плавучий объект" - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;
внесено исключение "плавучих объектов" из перечня объектов, подлежащих государственной регистрации и предусмотрен учет "плавучих объектов";
пересмотрен перечень судовых документов по аналогии с перечнем Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
изменен порядок исключения объектов из реестров судов, предусматривающий право органа регистрации исключать объекты по основаниям, установленным законом (решение суда, потеря качества судна, гибель судна и т.д.) и процедуру исключения;
предусмотрена процедура классификации и освидетельствования "плавучих объектов".
Изложенные изменения позволяют идентифицировать и обособить друг от друга "суда" и "плавучие объекты", создать прозрачный алгоритм их регистрации и технического наблюдения, сформировать самостоятельный режим эксплуатации "плавучих объектов".
Федеральный закон дополнен новой статьей 2, предусматривающей внесение изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части установления особенностей приватизации объектов речных портов.
К особенностям приватизации объектов речного порта отнесено обременение их обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта, содержащимся в решении об условиях приватизации и договоре купли-продажи имущества. Установление таких особенностей позволит сохранить объекты порта для их использования в целях осуществления портовой деятельности после приватизации.
Принятый Федеральный закон позволит создать эффективную модель содержания инфраструктуры внутренних водных путей и основу для развития инфраструктуры речных портов, что является весьма актуальным в современных условиях функционирования отрасли внутреннего водного транспорта.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.