Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 14 июня 2016 г. N 3.1-05/2248
по проекту федерального закона N 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона (N 1004188-6) был внесен депутатами Государственной Думы А.В. Казаковым, А.А. Ющенко.
Федеральный закон направлен на упорядочение распространения информации на сайтах и (или) страницах сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации (далее - новостной агрегатор).
С этой целью Федеральный закон дополнил Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьей 10.4 "Особенности распространения информации новостным агрегатором".
Согласно положениям данной статьи, под новостным агрегатором понимается программа для электронных вычислительных машин, сайт и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет" на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет".
Федеральный закон установил, что владельцы новостных агрегаторов обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, в частности:
не допускать использование новостного агрегатора в целях совершения уголовно наказуемых деяний;
проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений;
не допускать распространение новостной информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории;
не допускать распространение новостной информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
Владелец новостного агрегатора обязан разместить на новостном агрегаторе адреса электронной почты для направления им юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица). Также указанный владелец обязан хранить в течение шести месяцев распространенную ими новостную информацию, сведения об источнике ее получения, а также сведения о сроках ее распространения, и обеспечить доступ к этим сведениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им недостоверной новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, возлагается обязанность создания и ведения реестра новостных агрегаторов, разработка и утверждение критериев их учёта.
В случае обнаружения на новостном агрегаторе фактов фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации, уполномоченные государственные органы вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием принять меры по прекращению распространения такой информации с приложением решения суда или решения данного государственного органа. В случае получения данного требования и прилагаемых к нему документов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан рассмотреть его в течение 24 часов и направить владельцу новостного агрегатора предписание о незамедлительном прекращении распространения указанной информации.
Согласно Федеральному закону, под новостной информацией понимается общедоступная информация, полученная из средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", а также иных источников.
Особо следует отметить, что владельцем новостного агрегатора может быть только российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации.
Федеральный закон дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей 13.32 "Неисполнение обязанностей владельцем новостного агрегатора". В соответствии с данной статьёй, неисполнение владельцем новостного агрегатора установленной федеральным законом обязанности хранить распространенную им новостную информацию, сведения об источнике ее получения, а также сведения о сроках распространения такой информации владельцем новостного агрегатора и (или) обеспечить доступ к указанной информации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи посредством системы взаимодействия повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Также Федеральный закон дополнил КоАП РФ новой статьёй 19.7.10-1 "Неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи о прекращении распространения новостной информации". Данное правонарушение повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц от двухсот тысяч рублей до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч рублей до одного миллиона рублей, в случае повторного совершения указанного административного правонарушения устанавливаются штрафы в повышенном размере.
Корреспондирующие изменения вносятся в статью 3.5 "Административный штраф" и 23.44 "Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" КоАП РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
С учётом изложенного Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.