Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2009 г. N 5913/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Прониной М.В.
рассмотрела в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области (ул. Фурье, д. 1, г. Иркутск, 664003) от 15.04.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 14.10.2008 по делу N А19-4/08-53-6 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.02.2009 по тому же делу по иску муниципального пассажирского автотранспортного предприятия МО "Город Братск" (г. Братск) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Москва) о взыскании 97 850 513 рублей 30 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот по транспортному обслуживанию отдельным категориям граждан, имеющим право на льготное обеспечение, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Главного финансового управления по Иркутской области, МО "Город Братск" в лице Финансового управления администрации г. Братска.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 14.10.2008, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 97 850 513 рублей 30 копеек расходов.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что истец при осуществлении свой деятельности в 2004 году во исполнение федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законов Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставил отдельным категориям граждан льготы по транспортному обслуживанию.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Принимая Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", государство не отменяло и не приостанавливало действия названных законов, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковое требование за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Довод заявителя об отсутствии доказательств, подтверждающих реально понесенные истцом расходы, был предметом рассмотрения судами и отклонен как несостоятельный. Удовлетворяя исковое требование, суды учли расчет истца, сделанный им на основании Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207.
Представленный истцом расчет понесенных им расходов основан на следующих показателях: численность льготников, перевезенных истцом; количество поездок в месяц одного льготника; тариф на проезд. Все используемые в этом расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены. Поскольку в спорный период порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с исполнением федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законов Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий" утвержден не был, истец определил расходы на основании методики, существовавшей на тот период (что соответствует позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 23.04.2007 N 1476/07).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А19-4/08-53-6 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 14.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.02.2009 отказать.
Председательствующий судья |
Козлова О.А. |
Судья |
Воронцова Л.Г. |
Судья |
Пронина М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2009 г. N 5913/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-4/08
Истец: Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие МО г. Братска
Ответчик: Минфин РФ в лице УФК по Иркутской области
Третье лицо: Главное финансовое управление Иркутскй области, Администрация МО г. Братска
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-383/08