Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2016 г. N 5.1-01/1812
на проект федерального закона N 1009823-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 14 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 1009823-6 "О внесении изменения в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" внесен депутатом Государственной Думы A.M. Макаровым 2 марта 2016 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральным законом в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вносятся изменения, уточняющие обязанности налогоплательщиков в части направления в налоговый орган сообщений о принадлежащих им объектах недвижимости и транспортных средствах, а также обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Уточняются правила признания недоимки и задолженности по пени и штрафам безнадежными к взысканию, порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, порядок проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, правила проведения налогового мониторинга.
Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации и его регулирующее воздействие направлено, прежде всего, на упрощение и повышение технологичности процедур налогового администрирования. С точки зрения юридико-технических требований к оформлению нормативного акта, следует отметить, что в пунктах 6 и 10 статьи 1 Федерального закона допущен пересчет абзацев, что является нарушением правил юридической техники.
Формулировка статьи 3 Федерального закона соответствует формулировке абзаца первого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, в соответствии с которым акты законодательства о налогах, если они не касаются порядка уплаты конкретных налогов, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в следующем:
упрощается порядок сообщения в налоговый орган физическими лицами сведений о наличии у них объектов налогообложения, находящихся в разных местах, которые не являются местом жительства физического лица, - теперь они вправе будут выбирать налоговый орган по своему усмотрению;
упрощается порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, так как сокращено число документов, которые налогоплательщик для этого должен представить в уполномоченный орган (в наибольшей степени сокращено количество документов для физических лиц);
налоговым органам предоставлено право не заявлять после окончания исполнительного производства своих требований к недействующим юридическим лицам, у которых отсутствует имущество для обращения на него взыскания недоимки, пени и штрафов, что позволяет в трехмесячный срок исключать такие организации из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа без применения судебных процедур ликвидации такого юридического лица;
предусмотрено признание безнадежной к взысканию недоимки по налогам и задолженности по пени и штрафам граждан, признанных в установленном законодательством порядке банкротами;
установлено, что налоговые органы обязаны направлять запросы в банк в электронной форме, и кроме этого, налоговые органы теперь вправе запросить информацию о банковских счетах иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, являвшихся участниками сделок, в отношении которых проводится налоговая проверка;
устраняется дублирование различных форм налогового контроля - при проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков налоговые органы будут не вправе проверять правильность определения доходов и расходов в периоде, в котором в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков проводился налоговый мониторинг, за исключением случаев, исчерпывающим образом определенных в Налоговом кодексе. В рамках налогового мониторинга участника консолидированной группы налогоплательщиков разрешено проверять исключительно правильность определения расходов и доходов в целях уплаты налога на прибыль организаций.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (финансовое регулирование).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 30 июня 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации B.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам C.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву и полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.