Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 июня 2016 г. N 3.5-03/1179
по проекту федерального закона N 1009823-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 14 июня 2016 года, комитет отмечает следующее.
Проект Закона внесен депутатами Государственной Думы и направлен на совершенствование налогового администрирования. Первоначально изменения вносились только в статью 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Однако при рассмотрении в Государственной Думе были внесены поправки, не связанные с концепцией законопроекта.
Законом вносятся следующие изменения в часть первую Кодекса.
В настоящее время налогоплательщики-физические лица обязаны сообщать сведения о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов. С целью упрощения исполнения данной обязанности Закон предоставляет возможность физическим лицам сообщать указанные сведения в налоговый орган по своему выбору (статья 23 Кодекса).
Законом устраняется противоречие, не позволяющее предоставить отсрочку по уплате налога физическому лицу, единственным имуществом которого является имущество, на которое не может быть обращено взыскание (статья 64 Кодекса). Также уточняются документы, представляемые для целей получения отсрочки по уплате налога (например, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, не надо представлять перечень контрагентов-дебиторов).
Уточняются обязанности банков (статья 86 Кодекса). Запросы налоговых органов в банк, а также документы, направляемые банком в ответ на эти запросы (справки о наличии счетов, выписки по операциям и другие документы) предлагается направлять в электронной форме. Налоговые органы могут теперь запрашивать информацию в банке в отношении иностранных, реорганизованных или ликвидированных организаций, если они являлись участниками сделки с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка.
Законом более четко регламентируются особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), в том числе в период проведения налогового мониторинга в отношении её участника (статья 89.1 Кодекса). Перечисляются случаи, когда налоговые органы вправе проверять правильность определения доходов и расходов участником КГН за период проведения налогового мониторинга.
Уточняются положения о налоговом мониторинге, которыми устраняется правовая неопределенность по вопросу возможности его проведения в отношении отдельных участников КГН (статьи 105.26, 105.27, 105.29 Кодекса). Законом устанавливается, что предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника КГН не может быть правильность определения другими участниками группы доходов и расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль по всей КГН. Этот вопрос является вопросом налогового мониторинга отдельных участников КГН.
Согласно Закону участник КГН в совокупную сумму налогов включает сумму налога на прибыль, определяемую на основе полученных им доходов и расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы. Определяются требования к внутреннему контролю, информация о котором должна содержаться в регламенте информационного взаимодействия. Уточняются порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга и требования к прилагаемым к нему документам, а также порядок представления истребуемых документов в рамках налогового мониторинга.
Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая вышесказанное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.