Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 6095-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Целью разработки законопроекта является поддержание требуемого уровня укомплектованности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских частей и подразделений, привлекаемых для решения задач в период чрезвычайных обстоятельств или для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, а также для участия в походах кораблей.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, связанные с поступлением граждан на военную службу по контракту.
Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, - военнослужащие по призыву и граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание заключить контракт о прохождении военной службы.
В настоящее время на законодательном уровне первый контракт о прохождении военной службы с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на срок два года либо три года по выбору гражданина, а с военнослужащим по призыву или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, - на пять лет.
Заключение первых контрактов с указанными категориями граждан на более короткие сроки (от шести месяцев до одного года) предусмотрено лишь в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
В связи с изменением военно-политической обстановки, активизацией деятельности международных террористических и экстремистских организаций возникла необходимость повышения мобильности войск (сил), формирования сводных и нештатных подразделений и укомплектования их в короткие сроки военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для оперативного решения краткосрочных, но важных задач, связанных с их участием в операциях по поддержанию мира и борьбы с террористическими и экстремистскими организациями.
Законопроект также учитывает специфику прохождения военной службы в составе экипажей кораблей и подводных лодок Военно-Морского Флота.
Фактический срок службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на кораблях в связи с необходимостью их подготовки в учебных подразделениях составляет, как правило, около шести месяцев, что приводит к смене более 30 процентов личного состава каждые полгода. Особое влияние эта проблема оказывает на корабли 1 и 2 ранга, выполняющие задачи боевой службы продолжительное время в удаленных районах Мирового океана. С учетом двухмесячной непосредственной подготовки корабля к выполнению задач боевой службы срок увольнения военнослужащих по призыву наступает либо в ходе ее проведения либо в период самого похода.
В соответствии с действующим законодательством военнослужащий должен быть исключен из списка воинской части в день истечения срока его службы, за исключением случаев, когда военнослужащий участвует в походах кораблей. Законопроектом предлагается предоставить военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, возможность заключать в добровольном порядке контракты о прохождении военной службы до возвращения корабля в пункт базирования.
Мониторинг деятельности пунктов отбора на военную службу по контракту, созданных в структуре кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, показывает, что из общего количества граждан, обратившихся по вопросу поступления на военную службу по контракту, около 20 процентов изъявляли желание заключить контракты на более короткие сроки для участия в конкретных мероприятиях или операциях.
Принятие законопроекта, предусматривающего возможность заключения военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, и гражданами, пребывающими в запасе, краткосрочных контрактов о прохождении военной службы, позволит оперативно укомплектовать в короткие сроки военнослужащими по контракту воинские части и подразделения, в том числе сводные и нештатные, а также повысить их боеспособность в период чрезвычайных обстоятельств, для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, и существенно сократить потребность в военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для их участия в перечисленных мероприятиях.
Законопроект в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" был размещен на официальном портале regulation.gov.ru в сети Интернет для общественного обсуждения с 11 ноября по 17 декабря 2015 г. и для антикоррупционной экспертизы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" с 18 февраля по 24 февраля 2016 г. (ID проекта - 01/05/11-15/00041714).
За время общественного обсуждения, а также независимой антикоррупционной экспертизы предложения и заключения по законопроекту не поступали.
Проекты федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" потребуется подготовить законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - законопроект).
Целью разработки законопроекта будет являться реализация права военнослужащих, заключивших контракты о прохождении военной службы на срок до одного года, на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, а предметом его правового регулирования - правоотношения, связанные с реализацией этого права.
Круг лиц, на которых планируется распространить действие законопроекта, - военнослужащие по призыву и граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание заключить контракт о прохождении военной службы.
Головным исполнителем законопроекта будет являться Минобороны России, а соисполнителями - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Примерный срок подготовки изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ будет составлять не более одного года со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" потребуется внесение изменений в:
а) Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), в части, касающейся:
расширения перечня оснований, при которых военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и гражданам, пребывающим в запасе, предоставляется право заключать контракты о прохождении военной службы на срок до одного года;
срока военной службы по призыву, до истечения которого военнослужащие могут заключать контракты о прохождении военной службы на срок до одного года;
направления военнослужащих, заключивших контракты о прохождении военной службы на срок до одного года, для прохождения военной службы по призыву в случае, если на момент увольнения по "негативным основаниям" они не выслужили срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту;
б) Руководство об организации комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами), проходящими военную службу по контракту, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 733, в части, касающейся особенностей оформления документов при приеме на военную службу граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту на срок до одного года.
Головным исполнителем проектов указанных нормативных правовых актов является Минобороны России, соисполнителями в части, касающейся внесения изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Необходимость внесения изменений в Положение о порядке прохождения военной службы обусловлена тем, что в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предоставление им права заключать контракты о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на срок до одного года в нем не предусмотрено, а в отношении граждан, пребывающих в запасе, такое право существует только в случае их поступления на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств, для ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях.
Подготовка проектов нормативных правовых актов по внесению изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 будет проведена в сроки, установленные пунктом 8 Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп.
Проект приказа Министра обороны Российской Федерации, предусматривающий внесение соответствующих изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 733 "Об организации комплектования Вооруженных Сил российской федерации солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами), проходящими военную службу по контракту", будет издан не позднее шести месяцев со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации по внесению изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, изданного в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.