Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 11078-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11078-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации проектом федерального закона и с целью соблюдения интересов налогоплательщиков, в том числе, консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН) предлагается:

- ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков десятью годами предлагается отменить;

- изменить подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН, ограничив сумму уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками КГН, на сумму убытка, полученного убыточными участниками КГН, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников КГН;

- централизовать на период 2017 - 2020 гг. в федеральный бюджет 1% налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации;

- изменить условия, которым должна соответствовать организация-сторона договора о создании КГН, и условия, при которых КГН прекращает свое действие: в отношении предъявления требований к участнику КГН, ответственному участнику КГН не по факту возбуждения в отношении такого участника производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а по факту признания участника КГН, ответственного участника КГН банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Вместе с тем, данный проект федерального закона нацелен на повышения эффективности использования в налоговых правоотношениях пеней, по своей правовой природе носящих компенсационный характер и подлежащих уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, сборов и страховых взносов, снижения задолженности по уплате указанных платежей и обеспечения устойчивого формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Действующая процентная ставка пени для юридических и физических лиц равна одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России.

Законопроектом предусматривается сохранение действующей процентной ставки пени для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и увеличение ее размера (до одной стопятидесятой ключевой ставки Банка России) для юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов свыше 30 календарных дней.

Кроме того, в целях улучшения условий исполнения обязанности по уплате налогов законопроектом предусматривается предоставление возможности уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами.

В целях увеличения доходов региональных бюджетов законопроектом предлагается ограничить действие налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества и имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море, предусмотрев их применение с 1 января 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации только по решению этого субъекта Российской Федерации.

По данным налоговой статистики сумма налога на имущество организаций, не поступившая в региональные бюджеты в 2015 году в связи с предоставлением налоговой льготы по движимому имуществу составила 110,8 млрд. рублей, а налоговой льготы по имуществу, используемому при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море, - 27 млн. рублей.

Законопроектом предлагается внести изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие:

- установление ставки НДС в размере 0 процентов на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 1 января 2017 года до 1 января 2030 года, а также продление срока применения ставки НДС в размере 0 процентов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 года.;

- изменение названия классификатора, в соответствии с которым Правительством Российской Федерации определяются коды видов племенных животных, операции по реализации которых освобождаются
от налогообложения НДС.

Законопроектом предлагается осуществить индексацию ставок акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, установленные на 2017 год, с учетом реально складывающейся экономической ситуации, а также установить ставки акцизов на 2018, 2019 гг.

В целях повышения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 год предусматривается увеличение в 2 раза (с 9 до 18 рублей и с 5 до 10 рублей) размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанских)).

Указанное повышение ставок акциза может привести к росту цены 1 бутылки вина емкостью 0,7 литра на 7,4 рубля, а 1 бутылки вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения такой же емкости - на 3,7 рубля.

Кроме того, в результате повышения ставок акциза на указанные вина сократится значительная разница со ставками акциза на игристые вина (шампанские). Это позволит устранить заинтересованность в производстве газированных винных напитков вместо шампанских вин, изготавливаемых по традиционной технологии.

Ставка акциза на игристые вина составляет в 2016 году 26 рублей за 1 литр. Законопроектом предлагается ставку акциза на игристые вина (шампанские) на период 2017 - 2019 гг. установить в размере 27 рублей за 1 литр.

Таким образом, изменения в области акцизов на алкогольную продукцию в сочетании с планируемым увеличением норматива зачисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации позволят увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и не приведут к существенному увеличению цен на указанную продукцию.

В целях стимулирования здорового образа жизни населения предлагается включить в перечень подакцизных товаров электронные системы доставки никотина одноразовые (со ставкой акциза 40 рублей за 1 штуку), никотинсодержащую жидкость (со ставкой акциза 10 рублей за 1 мл), а также табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания (табак нагреваемый) (со ставкой акциза 4800 рублей за 1 кг. в 2017 году). Также предлагается выровнять ставки на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный и табак нагреваемый.

Специфические ставки акцизов на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предлагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 гг. проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.

Одновременно предлагается статью 193 Кодекса дополнить нормой о том, что в отношении сигарет и папирос, реализуемых налогоплательщиками на территории Российской Федерации в период с 1 октября по 31 декабря каждого календарного года, объем которых превышает в любом из указанных месяцев среднемесячный объем реализации данных подакцизных товаров в предыдущем календарном году, специфические ставки акцизов (в рублях за 1 тысячу штук), установленные пунктом 1 указанной статьи Кодекса, умножаются на коэффициент 1,3. Реализация данной нормы позволит избежать сложившейся многолетней практики, когда налогоплательщики, зная о предстоящем с нового года повышении ставок акциза, занижают суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет, за счет значительного увеличения объема реализации продукции в конце каждого года по более низким ставкам акциза.

В отношении акцизов на нефтепродукты предлагается:

на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 года по 2019 год сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 году, - 13 100 рублей за 1 тонну;

на автомобильный бензин класса 5 установить ставку акциза на 2017 год в размере 10 130 рублей за 1 тонну, на 2018 год - 10 535 рублей за 1 тонну, на 2019 год - 10 957 рублей за 1 тонну;

на дизельное топливо установить ставку акциза на 2017 год в размере 6 800 рублей за 1 тонну, на 2018 год - 7 072 рублей за 1 тонну, на 2019 год - 7 355 рублей за 1 тонну;

на средние дистилляты - установить ставку акциза на 2017 год в размере 7800 рублей за 1 тонну, на 2018 год - 8 112 рублей за 1 тонну, на 2019 год - 8 436 рублей за 1 тонну.

Законопроектом предполагается уточнение в Кодексе термина "участок недр", определив его как блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы.

Кроме того данный проект федерального закона направлен на совершенствование налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добычи многокомпонентных комплексных руд, содержащих, в том числе медь, никель и металлы платиновой группы, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.

В действующей редакции Кодекса, в части исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче многокомпонентных комплексных руд, содержащих, в том числе медь, никель и металлы платиновой группы, обладающих высокой экономической значимостью и, соответственно, ценовым потенциалом, существует проблема несоответствия суммы указанного налога величине данного потенциала, поскольку налоговая база определяется расчетным способом, исходя из затрат на добычу многокомпонентных комплексных руд.

Как следствие занижаются поступления от данного налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Основными месторождениями металлов указанной группы в Российской Федерации являются месторождения, расположенные в Красноярском крае (более 99 процентов разведанных и более 94 процентов оцененных российских запасов).

Проект федерального закона предусматривает установление ставки НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд, содержащих, в том числе медь, никель и металлы платиновой группы, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края в размере 730 руб. за тонну указанной добытой руды.

Изменения, вносимые в порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного организациями являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями, увеличат ставку НДПИ для данных организаций на 413 рублей за тысячу кубических метров в 2017 году.

Предлагаемые изменения увеличат ставку НДПИ при добыче нефти на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018 - 2019 годах соответственно.

Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Реализация норм соответствующего федерального закона повлечет увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Реализация федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволит дополнительно направить в федеральный бюджет 430 млрд. руб. в 2017 году, 345 млрд. руб. и 487 млрд. руб. в 2018 и 2019 годах соответственно.

 

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

 

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.