Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ФОМС) в 2015 году осуществлялось в соответствии с целями, установленными Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 94-ФЗ) (далее - Федеральный закон).
Приоритетным направлением деятельности являлась реализация Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273 (далее - Программа).
Средний подушевой норматив финансирования, предусмотренный Программой (без учета расходов федерального бюджета), составлял 11 599,1 рублей, в том числе:
- 3338,4 рублей - за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя);
- 8260,7 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Фонда (на 18,7% больше чем в 2014 году).
Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2015 год составило по доходам 1 573 543,4 млн. рублей, по расходам - 1 638 814,6 млн. рублей.
Бюджет Фонда за 2015 год исполнен с дефицитом в общей сумме 65 271,2 млн. рублей, который покрывался за счет остатков средств на счетах по учету средств обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2015.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2015 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||
Основные показатели |
Утверждено на 2015 год Федеральным Законом |
Кассовое исполнение за 2015 год |
Кассовое исполнение в % к Федеральному закону |
Доходы - всего |
1 619 774,0 |
1 573 543,4 |
97,1 |
Расходы - всего |
1 662 786,2 |
1 638 814,6 |
98,6 |
Дефицит |
43 012,2 |
65 271,2 |
- |
Доходы бюджета Фонда в 2015 году составили 1 573 543,4 млн. рублей (с учетом возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет), или 97,1% к общему объему доходов, утвержденных Федеральным законом. По сравнению с 2014 годом доходы бюджета Фонда увеличились на 322 998,3 млн. рублей, или на 25,8%.
В 2015 году в общем объеме доходов основную долю (97,8%) составили страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 1 537 634,2 млн. рублей, или 97% от размера, утвержденного Федеральным законом. По сравнению с 2014 годом объем их поступлений вырос на 319 193,7 млн. рублей, или на 26,2%.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачивались страхователями с учетом установленных с 1 января 2012 года тарифов в размере 5,1 % со всех сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Для отдельных категорий плательщиков статьями 58, 58.1, 58.4, 58.5 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов. В этих случаях выпадающие доходы компенсировались за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Общий объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2015 год составил 921 348,8 млн. рублей, или 95,2% от объема, утвержденного Федеральным законом. В результате в бюджет Фонда недопоступило 46 066,9 млн. рублей.
Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015 году коэффициент сбора сложился на уровне 0,97.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2015 году уплачивались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля 2014 года в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения 18 864,6 рублей на одного застрахованного в год, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2015 году составил 616 285,5 млн. рублей, что на 138 001,8 млн. рублей, или на 28,9%, больше, чем в 2014 году.
На конец 2015 года у страхователей для неработающих граждан перед бюджетом Фонда числилась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения по пеням и штрафам на общую сумму 1 438,7 млн. рублей, из них:
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 1 286,7 млн. рублей в 3-х субъектах Российской Федерации, в том числе: в Республике Дагестан и Республике Калмыкия - в связи с неперечислением ежемесячного страхового взноса за декабрь 2015 года (соответственно 967,1 млн. рублей и 103,4 млн. рублей), Республике Северная Осетия - Алания - в связи с неперечислением ежемесячного страхового взноса за декабрь 2014 года (216,2 млн. рублей);
- задолженность по пеням и штрафам в размере 152,0 млн. рублей в 15 субъектах Российской Федерации.
В целях смягчения этой ситуации Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 1125403-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
В объеме страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 2015 году удельный вес страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения составил 59,9%, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 40,1%.
Средства федерального бюджета, переданные бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование для отдельных категорий страхователей, составили 23 860,0 млн. рублей, что на 16,4% меньше, чем в 2014 году. В общем объеме доходов бюджета Фонда их доля составила 1,5%.
Расходы бюджета Фонда в 2015 году составили 1 638 814,6 млн. рублей, или 98,6% к показателю, утвержденному Федеральным законом. По сравнению с 2014 годом расходы увеличились на 370 156,8 млн. рублей, или на 29,2%.
На финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в 2015 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) направлены субвенции в размере 1 427 051,5 млн. рублей, что составляет 100,9% от утвержденного объема и на 253 123,6 млн. рублей (или на 21,6%) больше, чем в 2014 году.
Превышение объема субвенции над запланированным обусловлено направлением средств нормированного страхового запаса Фонда в размере 15 000,0 млн. рублей на увеличение субвенций на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России.
Субвенции не перечислены в сумме 2 064,5 млн. рублей за декабрь 2015 года Республикам Дагестан и Калмыкия, поскольку данные субъекты Российской Федерации не уплатили в бюджет Фонда страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за декабрь 2015 года.
Нормированный страховой запас Фонда в 2015 году был сформирован в общей сумме 108 248,8 млн. руб.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона за счет нормированного страхового запаса были профинансированы следующие расходы:
- 77 642,8 млн. рублей - финансовое обеспечение оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в федеральных государственных учреждениях;
- 5 035,0 млн. рублей - софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, медицинскими организациями, включенными в перечень, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- 14 950,2 млн. рублей - дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России (с учетом возврата остатков неиспользованных средств на указанные цели в сумме 49,8 млн. рублей);
- 9 422,2 млн. рублей - дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования (в связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов);
- 96,8 млн. рублей - на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца.
Остаток средств нормированного страхового запаса на 1 января 2016 года составил 1 101,9 млн. руб.
Всего на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, из бюджета Фонда в 2015 году направлено 82 677,8 млн. рублей.
На осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок (далее - программа "Земский доктор"), в 2015 году направлено 1 870,4 млн. рублей, что составляет только 58,5% от запланированного объема. В 2014 году на указанные цели из бюджета Фонда было перечислено 1 664,5 млн. рублей, или 56,8% утвержденного объема.
Комитет неоднократно рассматривал ход реализации программы "Земский доктор" и отмечал ее положительные результаты. По итогам 2015 года в сельские населенные пункты и рабочие поселки привлечено 3 734 медицинских работников, а всего с 2012 года - 20,3 тыс. медицинских работников.
Вместе с тем Комитет видит причину низкой эффективности использования выделяемых ассигнований в недостатке собственных средств у субъектов Российской Федерации для софинансирования единовременных компенсационных выплат.
Следует отметить, что в 2016 году программа "Земский доктор" существенно расширена: возрастной критерий увеличен с 45 до 50 лет; в программу помимо сельских населенных пунктов и рабочих поселков дополнительно включены поселки городского типа; софинансирование из бюджета Федерального фонда и бюджетов субъектов Российской Федерации установлено в соотношении 60:40 (в 2015 году - 50:50).
Предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в размере 1 млн. рублей является одной из значимых мер социальной поддержки для привлечения медицинских кадров на работу в сельскую местность. В Комитет регулярно поступают обращения и законодательные инициативы субъектов Российской Федерации с предложениями распространить программу "Земский доктор" на малые города, а также на медицинских работников со средним медицинским образованием (фельдшеры, медицинские сестры).
Комитет поддерживает эти инициативы и предлагает продлить действие программы "Земский доктор" на 2017 год, распространить ее на малые города, медицинских работников со средним медицинским образованием, а также рассмотреть возможность снижения бремени расходов для субъектов Российской Федерации при софинансировании единовременных компенсационных выплат из централизованных и региональных источников до соотношения 70:30.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2015 году перечислено согласно заявкам 18 367,6 млн. рублей (96,5% от запланированного объема). Общее количество родовых сертификатов, предъявленных к оплате, составило около 5,8 млн. штук.
На финансовое обеспечение реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в 2015 году направлены субсидии Фонда в размере 5 481,3 млн. рублей, которые не были перечислены в 2014 году в связи с неполным выполнением условий предоставления субсидий отдельными субъектами Российской Федерации. Бюджетам территориальных фондов перечислены средства в следующих объемах:
Республика Саха (Якутия) - 1 197,38 млн. рублей;
Красноярский край - 1 159,49 млн. рублей;
Архангельская область - 1 106,87 млн. рублей;
Сахалинская область - 465,37 млн. рублей;
Челябинская область - 936,82 млн. рублей.
Республика Татарстан - 615,38 млн. рублей.
Таким образом, в 2014 и 2015 годах бюджетные ассигнования в размере 52 655,7 млн. рублей на мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров перечислены бюджетам территориальных фондов ОМС в полном объеме.
В 2015 году было изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 18 млн. полисов единого образца, из них 2,5 млн. - электронные, более 15 млн. - бумажные. Кассовые расходы Фонда на указанные цели в 2015 году составили 1 193,0 млн. рублей, или 108,8% от размера, утвержденного Федеральным законом, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса Фонда - 96,8 млн. рублей.
Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Фонда, против которой активно возражал Комитет, перечислена в объеме 92 122,7 млн. рублей после исполнения всех текущих расходных обязательств Фонда, что на 20,8% меньше показателя, утвержденного Федеральным законом (с учетом внесенных изменений - 116 377,5 млн. рублей).
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2015 году составили 628,1 млн. рублей (94,1% к утвержденным объемам и 91,3% к уровню 2014 года), из них: на содержание аппарата Фонда - 581,0 млн. рублей, на переподготовку и повышение квалификации кадров - 9,5 млн. рублей, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам - 13,7 млн. рублей, на уплату взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения - 6,8 млн. рублей, на реализацию соглашения с Международным валютным фондом - 16,6 млн. рублей, на осуществление международной деятельности - 0,5 млн. рублей.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что расходование средств бюджета ФОМС в 2015 году соответствовало целям, установленным Федеральным законом.
В условиях высокой дефицитности бюджетов субъектов Российской Федерации Комитет считает целесообразным проработать вопрос о повышении эффективности бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок, и изменении пропорций долевого участия в финансировании указанных выплат за счет средств бюджета Фонда и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Комитет обращает внимание, что до настоящего момента не внесены изменения в государственные программы, и субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, расходы на изготовление полисов обязательного медицинского страхования значатся по целевой статье несуществующей подпрограммы "Организация обеспечения обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 13 октября 2016 года (протокол N 3).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.